Top.Mail.Ru

Возвращаем НДС из бюджета, или Что нужно знать о «камералке»

Налогоплательщик может уменьшить начисленную сумму НДС на налоговые вычеты. И если сумма вычетов превышает исчисленный налог, то он подлежит возмещению. При представлении в налоговый орган декларации по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению, инспектор проводит ее камеральную проверку, по результатам которой принимается решение либо возместить, либо отказать в возмещении суммы налога полностью или частично. О том, на что бухгалтеру ­обратить внимание и что ждать от «камералки», читайте в статье.

Рассмотрим, как подготовиться к камеральной налоговой проверке декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога из бюджета, и что ждать от нее. Изучим изменения, которые начали действовать с 01.01.2015, а также последнюю арбитражную практику.

Налогоплательщик может уменьшить начисленную сумму НДС на налоговые вычеты. И если сумма вычетов превышает исчисленный налог, то он подлежит возмещению. Но лишь в сумме, которая рассчитывается как положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой исчисленного налога (п. 1 ст. 176 НК РФ).

Обычно с этим сталкиваются налогоплательщики:

  • осуществляющие экспортные операции;
  • реализующие произведенную ими продукцию со ставкой 10%, при этом приобретающие товары (работы, услуги) со ставкой 18%;
  • вновь созданные организации (вновь зарегистрированные предприниматели), когда их доходы от реализации еще невелики, но они несут огромные затраты на приобретение сырья (работ, услуг).

При представлении в налоговый орган декларации по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению, инспектор проводит ее камеральную проверку, по результатам которой руководитель (заместитель руководителя) инспекции примет решение либо возместить, либо отказать в ­возмещении суммы налога полностью или частично (п. 3 ст. 176 НК РФ).

Случаи, порядок, период и сроки проведения проверки

Инспекция проводит камеральную проверку декларации по НДС, в которой заявлено право налогоплательщика на возмещение налога (далее – декларация), по общим правилам, установленным ст. 88, 100, 101 НК РФ. В отличие от выездной проверки, для ее начала (как и для проведения каких-либо мероприятий налогового контроля в ее ходе) разрешения руководителя инспекции не нужно, она начинается автоматически после представления декларации в инспекцию (п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом ИФНС не должна сообщать организации, что в отношении нее ­проводится камеральная проверка.

Обратите внимание, что согласно п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС обязаны представить в инспекцию по месту своего учета декларацию только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Поэтому днем представления декларации считается дата отправки декларации или расчета (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ), которая автоматически фиксируется в подтверждении специализированного оператора связи. Тем не менее налогоплательщику лучше еще иметь квитанцию о приеме декларации, которую инспекция обязана передать в электронной форме в течение суток после получения декларации (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, п. 3 разд. II Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169).

К сведению

Следует иметь в виду, что камеральная проверка декларации всегда проводится той инспекцией, в которую она подана, т.е. по месту регистрации налогоплательщика, и, в отличие от выездной налоговой проверки, всегда по месту нахождения налоговой инспекции (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Однако обратите внимание: с этого года проверяющий инспектор имеет доступ на территорию или в помещение налогоплательщика при проведении не только выездной, но и камеральной проверки, если в декларации по НДС заявлено право на возмещение налога (п. 1 ст. 91 и п. 1 ст. 92 НК РФ). Причем пустить на свою территорию или в помещение налогоплательщик должен, только если инспектор предъявит служебное удостоверение и мотивированное постановление, утвержденное ­руководителем (заместителем руководителя) ИФНС.

Помните, что камеральная проверка всегда касается того налога и периода, которые указаны в самой декларации. Если налогоплательщик подает уточненную декларацию, то также проверяются только тот налог и период, по которым она представлена.

Срок проверки составляет три месяца с даты, следующей за днем представления декларации (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ). Причем продления трехмесячного срока камеральной проверки, как и ее приостановления, налоговое законодательство не предусматривает (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, постановления ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу № А40-85281/11-20-359, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 по делу № А52-4313/2009, от 04.03.2010 по делу № ­А52-4313/2009, ФАС Уральского округа от 16.02.2009 № Ф09-458/09-С2).

Вместе с тем во время рассмотрения материалов проверки, которое выходит за пределы трехмесячного срока, руководитель инспекции может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ, определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 650-О-О). Срок их проведения не должен превышать одного месяца.

Получив декларацию, инспекция прежде всего проверяет, представлена ли декларация в установленные НК РФ сроки. Затем проводит сверку контрольных соотношений, сличая данные декларации с показателями декларации за предыдущие периоды, а также с данными отчетности за этот же период по другим налогам. Инспектор должен проверить, что в декларации и документах (предъявленных в соответствии с п. 8 ст. 88 НК РФ) нет ошибок (противоречий, несоответствий).

Если они будут обнаружены, то с налогоплательщика потребуют представить необходимые пояснения или внести исправления в отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

К сведению

Налоговый орган не имеет права требовать пояснений, если в представленной декларации не выявлены ошибки либо противоречия и несоответствия (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@, постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, ФАС Московского округа от 28.04.2012 по делу № ­А40-87461/11-99-409, ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2010 по делу № ­А56-29535/2010).

Пояснения представляются в инспекцию в течение 5 рабочих дней, хотя за непредставление (несвоевременное представление) пояснений нормами НК РФ ответственность не предусмотрена, т.к. это право налогоплательщика, а не его обязанность. Добавим, что проверяющий ­инспектор вместе с пояснениями может запросить и документы.

Судебная практика

Несмотря на то что п. 3 ст. 88 НК РФ говорит о представлении только пояснений, президиум ВАС РФ в постановлении от 15.03.2012 № 14951/11 указал, что налоговики вправе истребовать у налогоплательщика подтверждающие документы, если в ходе камеральной проверки были выявлены несоответствия данных ­представленной ­отчетности с имеющимися у налогового органа сведениями.

К сведению

Обратите внимание: требовать пояснений (истребовать документы), согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, налоговые органы вправе только в том случае, если в декларации они выявят ошибки (противоречия, несоответствия). Это не нужно путать с истребованием документов, подтверждающих налоговые вычеты, согласно п. 8 ст. 88 НК РФ (о котором речь пойдет далее). Их налоговики вправе истребовать в любом случае, независимо от того, выявлены какие-либо ошибки (противоречия, ­несоответствия) или нет.

Какие же мероприятия налогового контроля могут проводить инспекторы в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в ­которой сумма налога заявлена к возмещению из бюджета? Выделим их:

  • истребование документов и информации у самого налогоплательщика и его контрагентов, а также третьих лиц;
  • допрос свидетеля;
  • привлечение...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?