• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» май 2015
  • Рубрика Технологии эффективности

Как проводить дискуссию в тренинге

  • 0 комментариев
  • 30 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Тренинг – это, прежде всего, активная форма обучения. Одним из его методов выступает дискуссия. Эффективность его применения неоспорима. Слушатели лучше усваивают идеи, находясь в группе; здесь обсуждаются различные взгляды и подходы, повышается активность, а также приобретаются новые навыки. Поговорим о ­формах групповой дискуссии, а также ее отличиях от других инструментов ­тренинга.


Продолжаем просвещать менеджеров по персоналу, решивших проводить тренинги в своей компании самостоятельно. Сегодня мы расскажем о такой форме тренинговой активности, как дискуссия.

Тренинг – это, прежде всего, активная форма обучения. По крайней мере, так бизнес-тренеры позиционируют свою услугу. Они обычно противопоставляют тренинги лекциям, говоря о том, что первые более эффективны. Эффективность – довольно неопределенная характеристика, потому что мы не всегда знаем, что это слово означает в каждом конкретном случае.

См. статью «Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера»

В школе критерием успешности обучения являются отметки учеников за контрольные работы и итоговые годовые оценки. А как обстоит дело в бизнесе? Что считается эффективным, а что нет? Это не праздный вопрос. Дело в том, что учебный инструментарий подбирается конкретными преподавателями так, чтобы процесс обучения давал результат в соответствии с критериями эффективности. Чтобы эта мысль была ­понятна, рассмотрим пример, не связанный с бизнес-обучением.

О том, как управлять групповой динамикой тренинга читайте в статье «Учимся управлять групповой динамикой тренинга»
Пример 1
СвернутьПоказать

В автошколах не учат мыслить и принимать решения на дороге в соответствии с правилами, а обучают правильно отвечать на билеты экзаменов по Правилам дорожного движения (ПДД). Главное – запомнить информацию, а потом ответить на вопросы. Действительно, для автошколы важно, чтобы ученики продемонстрировали на экзаменах отличное знание правил. А о том, как эти правила будут применять будущие водители, думают в последнюю очередь. Процент сдавших экзамен – это показатель эффективности обучения. Соответственно, методы, которые используются при изучении, направлены на успешную сдачу.

Что делают преподаватели теории на занятиях? Они объясняют тот или иной фрагмент правил, а затем раздают билеты. Слушатели курсов смотрят на картинку, оценивают, отвечают, а потом проверяют по ключу. И это эффективно, поскольку помогает сдать экзамены в ГИБДД.

Но ответы на экзамене и управление автомобилем в соответствии с ПДД – совершенно разные психические процессы. Конечно, инструкторы практической езды пытаются отработать применение правил на практике, но этого недостаточно. К тому же начинающий водитель испытывает сложности с координацией движений. Ему просто не хватает внимания смотреть на знаки, разметку и одновременно ­управлять машиной.

Если бы целью изучения теории было научиться правильно мыслить на дороге, то преподаватель бы моделировал различные ситуации «вживую». Например, рисовал на полу перекрестки, дорожки и заставлял учеников двигаться по ним, принимая решения в ограниченный промежуток времени, и т.д. Но такой подход в автошколах не популярен.

Критерии эффективности в бизнес-обучении

Бизнес-тренеры, как внутренние, так и внешние, знают, что руководители и собственники предприятий связывают успешное обучение с ростом прибыли. Это, конечно, спорный критерий, ведь увеличение доходов зависит не только от квалификации персонала, но и от массы других факторов – рекламы, грамотного маркетинга, системы мотивации и т.д. Тем не менее это понимание вносит некоторую ясность.

Обучение в бизнесе должно иметь максимальную практическую пользу, которую должно быть видно сразу после занятий. После тренинга по продажам надо, чтобы на лицах появилась улыбка, мимика стала доброжелательной, а клиенты стали чаще обращаться. Но это субъективная оценка. Должны быть и объективные критерии, которые можно подсчитать. К таким относятся увеличение количества покупок и размер ­среднего чека.

Пройдя тренинг управленческих навыков, менеджер должен более уверенно и профессионально управлять подчиненными, что выражается в правильном планировании, делегировании, распределении обязанностей. А в подразделении должна снизиться текучка и повыситься отдача, т.е. производительность труда или прибыль.

Может ли классическое «лекционное» вузовское образование обеспечить обучение такого уровня? Скорее всего, нет. И дело не в том, что оно хуже или лучше. Просто преподаватели нацелены на то, чтобы слушатели хорошо написали дипломные работы и сдали экзамены. Студенты должны хорошо запоминать.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.