Top.Mail.Ru

Путевой лист в деятельности ИП

Практический каждый из бизнесменов в своей деятельности использует автотранспорт. Для того, чтобы затраты по его обслуживанию можно было учесть в ­расходах, нужно соблюсти определенные правила. О них мы и поговорим.

Бизнесмены для обоснования затрат на используемые в предпринимательской деятельности автомобили используют путевые листы. Неправильно заполненные путевые листы либо их отсутствие могут привести к доначислению налогов. При этом вопросов возникает много. К примеру такие: какую форму листа можно применять, какие реквизиты в нем обязательны, на какой период его оформляют, как быть, если транспортное средство используется посменно несколькими водителями, правомерен ли маршрут «по городу»? Эти проблемы мы и обсудим.

Форма путевого листа

Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. На это указано в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и ­городского наземного электрического транспорта» ­(далее – Устав).

Существуют унифицированные формы путевых листов для различных типов автомобилей (легкового, грузового, специализированного, ­строительного, автобуса), утвержденные постановлением ­Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 (далее – Постановление № 78).

Тем не менее индивидуальные предприниматели вправе разработать свою форму путевого листа (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Данный вывод подтверждают также письма Минфина России от 30.11.2012 № 03-03-07/51, от 07.04.2006 № ­03-03-04/1/327 и УФНС РФ по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064123.2.

Согласно ч. 1 ст. 6 Устава при разработке собственной формы путевого листа следует учитывать обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее – Порядок), установленные приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152.

Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, может являться документом, подтверждающим расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (письма Минфина России от 25.08.2009 № ­03-03-06/2/161 и УФНС РФ по г. Москве от 13.10.2009 № ­16-15/107268).

Судебная практика

Порядок заполнения путевых листов обязателен для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автомобили. Данный вывод прозвучал в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2014 по делу № А33-12312/2013 (определение ВС РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529) и Дальневосточного округа от 18.03.2014 № Ф03-336/2014 (определение ВАС РФ от 16.07.2014 № ВАС-8820/14).

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое индивидуальным предпринимателем для осуществления пере­возок (п. 9 Порядка). Собственники транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Порядка). Форму указанного листа предприниматель разрабатывает самостоятельно или может использовать ­унифицированную, утвержденную Постановлением № 78.

Путевой лист необходимо выписывать в одном экземпляре, и находиться во время работы он должен у водителя.

Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет (п. 18 Порядка).

Судебная практика

Иногда арбитры приходят к выводу о необязательности заполнения путевых листов.

К примеру, в постановлении ФАС Московского округа от 25.10.2012 по делу № А40-13623/12-75-66 (определение ВАС РФ от 21.02.2013 № ВАС-1181/13) прозвучало, что доводы налогового органа об установлении пробега по путевому листу неправомерны. Дело в том, что указанные в листе данные не влияют на применяемый порядок расчета стоимости израсходованного бензина. Списание расходов ­происходило на основании специально утвержденных налогоплательщиком ­отчетов.

В другом случае суд решил, что составление путевого листа носит обязательный характер только для автотранспортных предприятий (постановление ФАС ­Московского округа от 18.09.2013 по делу № А40-19421/13-99-60).

Отметим, что указанные решения носят единичный характер и данная позиция однозначно приведет в суд.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если ИП уходит в декретный отпуск

В преддверии декретного отпуска любую бизнесвумен волнует вопрос о том, на какие выплаты от государства она может рассчитывать при рождении ребенка, как их получить, какие документы могут для этого потребоваться, нужно ли в это время уплачивать «за себя» взносы в фиксированном размере. Статья даст ответы на все эти вопросы.

Как правильно оформить ценник?

Как известно, ценник является носителем информации о товарной единице и цене за эту единицу при розничной продаже товаров. Поэтому предприниматели, которые занимаются розничной торговлей, сталкиваются с необходимостью оформления ценников на реализуемые товары. Поговорим о том, как избежать ошибок при их составлении, и осветим новшества законодательства по этой теме.

Как хранить кадровые документы в электронном виде

Предприниматели относятся к своему документообороту очень щепетильно. По сути, все документы, над которыми по закону не требуется никаких физических манипуляций (прошивка, опломбировка, собственноручные подписи), могут существовать в электронном виде. Рассмотрим основные процессы, связанные с хранением электронных документов.

Какие первичные документы бизнесмену нужно разработать самостоятельно?

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом только небольшая часть унифицированных форм до сих пор обязательна к применению. Остальную «первичку» предприниматель вправе разработать самостоятельно с учетом обязательных реквизитов. Отметим, что разработка первичных документов требует специальных знаний, ведь надо учесть не только особенности бизнеса, но и множество законодательных нюансов. Разберемся, на какие моменты следует обратить основное внимание, и приведем ­образцы самостоятельно разработанных форм «первички».

Как правильно оформить почтовую карточку и письмо

Существуют различные способы отправки почтовых карточек и писем внутри России: простым отправлением, заказным, с описью вложений, с уведомлением о вручении, 1-м классом, с уплатой НДС сверх почтовых тарифов и без оного. Вы узнаете, чем отличаются все эти варианты и как их оформить.

Новая статотчетность для ИП

Росстат приказом от 09.06.2015 № 263 утвердил новую форму статистического наблюдения для индивидуальных предпринимателей № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год». Указанную форму заполняют все предприниматели. Причем предоставляемые сведения должны не только опираться на данные, подаваемые в инспекцию, но и основываться на реальных фактах предпринимательской деятельности. Срок представления ­формы до 1 апреля 2016 г. Ознакомимся с очередным ­нововведением, которое ­необходимо учесть в своей деятельности.

Оформляем универсальный корректировочный документ

ФНС России в письме от 17.10.2014 № ММВ-20-15/86@ рекомендовала к применению форму универсального корректировочного документа (УКД), который позволит предпринимателям подтвердить затраты и использовать вычет по НДС. О том, как и в каких случаях нужно заполнить этот документ, расскажет наша статья.

Как хранить кадровые документы в электронном виде

Предприниматели относятся к своему документообороту очень щепетильно. По сути, все документы, над которыми по закону не требуется никаких физических манипуляций (прошивка, опломбировка, собственноручные подписи), могут существовать в электронном виде. Рассмотрим основные процессы, связанные с хранением электронных документов.