Top.Mail.Ru

Увольнение глазами работника и руководителя

Главному бухгалтеру часто приходится делать нелегкий выбор, кого оставить в коллективе, а с кем расторгнуть трудовой договор. Как не ошибиться и грамотно попрощаться с подчиненным, а также как пережить потерю работы, если ­руководство предупредило бухгалтера об ­увольнении, расскажем в статье.

Экономический кризис – вещь неприятная. Доходы населения упали, зарплаты сокращаются, да и руководство не спешит нас обнадеживать. Организации начали сокращать персонал и увольнять сотрудников. Бухгалтеры компаний столкнулись с проблемой увольнений, так сказать, с обеих сторон. Во-первых, зачастую приходится увольнять подчиненных, а во-вторых, бывает, что и ­готовиться к собственному увольнению. Ведь никто не знает, что будет завтра.

Увольнение – это стресс. Потеря постоянной работы в списке Маркса по степени напряженности стоит сразу же после смерти близкого человека 1. В период экономического кризиса увольнение для работника еще страшнее, потому что ставит под угрозу материальное благополучие.

С позиции руководителя необходимость сокращать персонал тоже нелегкая ноша. Здесь мы имеем в виду не юридическую сторону вопроса. Процедура увольнения по сокращению численности или штата или ликвидации предприятия более-менее известна и понятна. А вот ­управленческие последствия не всегда ясны.

Последствия увольнения для организации

Организация – система, а в системе изменение или потеря одного элемента неизбежно вызывает изменения других элементов.

Коллектив

Первый удар принимает на себя коллектив. Когда коллегу увольняют, другие примеряют эту ситуацию на себя, думая о том, что они могут стать следующими. Подчиненные лихорадочно перебирают причины и разрабатывают планы, как не попасть под волну увольнений. Паника ­приобретает порой ужасающие формы.

Пример 1

В связи с уменьшением объема производства руководство завода распорядилось провести в подразделениях небольшую «оптимизацию» штата. Другими словами, предлагалось уволить часть персонала. Бухгалтерия пострадала меньше всего. Здесь нужно было избавиться только от одного сотрудника. Главбух подумала, поговорила и предложила написать заявление по собственному желанию одной из бухгалтеров – девушке, пришедшей работать не так давно. Главный бухгалтер решила, что это самый бесконфликтный, спокойный вариант – уволится новенькая сотрудница, а старые, опытные кадры останутся, и никто не будет в обиде.

Но не тут-то было. Утром главбух зашла в бухгалтерию и увидела следующую картину. Подчиненные выясняли между собой отношения и кричали. ­Прислушавшись, главный бухгалтер различила отдельные фразы:

– А я на этом участке 10 лет сижу!

– Я раньше тебя пришла!

– А у меня двое детей!

В общем, женщины пытались доказать друг другу, что именно они заслуживают остаться на работе в первую очередь. Стартовым событием для перепалки ­послужило увольнение молодой сотрудницы.

Люди начинают ссориться, плести друг против друга интриги и одновременно пытаются стать для руководителя лучшим другом. Недоверие расползается по всему коллективу как инфекция.

Организация работы

Хотя сотрудников становится меньше, это отнюдь не означает, что количество работы тоже уменьшилось. Напротив, оставшимся подчиненным придется взять на себя больше обязанностей, а делать этого им, разумеется, не хочется. Заработная плата не увеличивается, а нагрузка возрастает. Поэтому после оптимизации численности перед главным ­бухгалтером появятся две проблемы:

1) кому поручить работу;

2) как мотивировать на выполнение дополнительных обязанностей.

Пример 2

В компании сократили бухгалтера по зарплате, которая, помимо начислений сотрудникам, занималась оформлением на работу – составлением приказов, трудовых договоров и прочими аспектами кадрового делопроизводства. В связи с тем, что набора персонала не было, прием на работу оказался неактуален. Но осталась другая работа – оформление командировок, отпусков, увольнений. Главный бухгалтер решила перепоручить обязанности, но оказалось, что передавать их некому. Все сотрудницы работали на других участках и наотрез отказывались брать на себя дополнительные обязанности. Главбуху пришлось самой заниматься вопросами кадрового делопроизводства.

Кого уволить

Прежде чем проводить увольнения, стоит провести аудит трудовых функций уже работающих сотрудников. Мы рекомендуем делать это в виде таблицы.

Пример 3

Как видим, каждый из сотрудников находится на своем месте. Но, как правило, сотрудники умеют работать не только на своем участке. По­этому целесообразно заранее поговорить с подчиненными и выявить ­дополнительные навыки. В результате у вас получится другая таблица.

Продолжение Примера 3

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.