• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» июль 2015
  • Рубрика Практические рекомендации

Поведение тренера в группе: разбираем типовые ошибки

Трудность работы тренера заключается в том, что он должен видеть свои ошибки. Чаще всего ошибки методические, а также связанные с невербальным поведением и управлением группой. Автор анализирует каждую из ошибок, давая советы, как их избежать.


Внутренний тренер должен понимать, что порой он совершает ошибки, не замечая этого. Подобное неведение – серьезное препятствие для профессионального развития. Продолжая серию статей для hr-менеджеров, ­осваивающих тренинговую работу, мы остановимся именно на этом аспекте.

Программы у тренеров могут быть одинаковыми, но результаты обучения отличаются. В конце 90-х – начале тысячелетия тренинг продаж проводили все. Семинары и тренинги по сервису, управлению и командообразованию появились позже. Программа тренинга продаж довольно проста, если не сказать примитивна, но компании щедро оплачивали обучение персонала продажам. Считалось, что умение продавать позволит увеличить прибыль в разы, а может и в десятки раз. Появилась «мода» на тренеров. Выпускники психологических факультетов вооружились методичками, скачанными в Интернете, и заявили себя на рынке услуг для бизнеса в качестве ведущих групп.

См. статью «Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера»

Прошло несколько лет и тренеров стало заметно меньше. Рынок провел жесткую селекцию. Кто-то ушел, а кто-то остался. Неужели остались те, кто лучше знал программу тренинга продаж? Конечно, нет. Как мы уже сказали, сложного в ней ничего нет. Успешными оказались ­тренеры, ­выработавшие удачный стиль поведения.

Возможно вы замечали, что два разных человека, читающих один и тот же текст, воспринимаются по-разному? Первый выглядит убедительно, а второй вызывает неприязнь или жалость. В чем тут дело? Они по-разному себя ведут. Один говорит чуть более эмоционально, а другой бубнит себе под нос. А может быть, «убедительный» человек читает низким голосом, и за счет этого речь воспринимается внушительней. Есть тренеры, которые не могут понять причин своего неуспеха. Они владеют методикой тренинга и содержанием, но ученики отзываются о них без особого восторга, а результаты обучения плачевны.

О том, как настроить обратную связь в тренинге, читайте в статье «Секреты обратной связи в тренинге»

Трудность работы тренера в том, что на тренинге ему обычно не дают обратную связь. Обучаемые делают это в самом конце и обычно выражают отношение общими фразами «понравилось – не понравилось». Детальный анализ поведения ведущего они, естественно, не проводят. Участники могут обратить внимание, когда в работе тренера есть явный «ляп». Например, если он заявлял одну программу, а провел фактически другой тренинг. Или если он совершенно не владеет материалом, о ­котором рассказывает.

Внешние бизнес-тренеры со временем привыкают к собственному несовершенству. Они обрастают постоянными клиентами, не замечающими ошибок, и избегают спрашивать: «Что вам не понравилось на семинаре?». Ведь некоторые ученики могут ответить, что им действительно не понравилось. Бизнес-тренеры не любят приглашать на свои тренинги и семинары коллег, потому что те, вероятно, заметят промахи и обратят на них внимание, а это будет ударом по самооценке. У внутреннего тренера ситуация усугубляется еще и тем, что организация к нему «привыкает»: никто не критикует, потому что сравнить просто не с кем.

Ошибки, связанные с неправильным невербальным поведением

Группа, особенно в самом начале тренинга, тщательно следит за тем, как ведет себя тренер. Глаза участников к нему прикованы. На начальном этапе тренер работает своим телом в прямом смысле слова. К примеру, если он суетится, делает резкие движения, то группа становится нервозной. Если же двигается плавно, говорит размеренно, с паузами, то люди успокаиваются и настраиваются на нужную волну.

«Проблема спины»

Рассмотрим такую ситуацию. Тренер что-то рассказывает и одновременно пишет на доске или флипчарте, при этом отворачиваясь от аудитории. Действие оставляет неприятное впечатление. Человек, произносящий слова, но скрывающий лицо, выглядит, по меньшей мере, неприветливо. Мы общаемся не только с помощью речи, но и мимики. Выражение лица – это тоже своего рода язык, причем понятный всем.

Мы непроизвольно выражаем лицом свое отношение к происходящему. Когда удивляемся – веки приподнимаются, глаза открываются шире; если чем-то недовольны – брови сдвигаются к переносице, а если нам что-то не нравится, то губы автоматически вытягиваются в линию.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.