• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» июль 2015
  • Рубрика Личный опыт

Симпатии и антипатии:
как бухгалтеру управлять отношениями в коллективе

Любому руководителю, и главбуху в том числе, важно понимать, в чем причины того или иного отношения людей друг к другу. Воспитание, внешняя привлекательность, профессиональная и социальная компетентность и даже везение могут быть основой как для неприязни, так и симпатии. Причем бухгалтеру нужно научиться влиять на вектор отношений между людьми, используя различные приемы.


Отношения людей бывают положительными и отрицательными. Первые обогащают в интеллектуальном, эмоциональном или нравственном плане, а вторые, наоборот, – плохо сказываются на работоспособности и настроении. Вопрос взаимных симпатий и антипатий на работе весьма важен. Когда психологический климат коллектива теплый, а его члены относятся друг к другу ­благосклонно, сотрудники меньше устают, проводя время на работе.

Почему люди вдруг начинают относиться друг к другу с явной неприязнью? Работали в одном отделе, вместе обедали, проводили выходные, а потом перестали общаться? В народе говорят: «между ними пробежала черная кошка», но мы-то знаем, что причина куда запутаннее. Возможно, имели место разногласия по работе, а может, была и иная причина. С другой стороны, есть случаи не менее внезапных взаимных симпатий, когда дружить начинают абсолютно непохожие люди.

Главному бухгалтеру разбираться в отношениях нужно обязательно. Эмоциональным климатом можно управлять, если знать ­психологические механизмы симпатий и антипатий.

Отличие симпатии от антипатии

Симпатия и антипатия – не просто две разнонаправленные эмоции. Они отличаются качественным образом. По теории Веккера1, положительное отношение к чему-либо более объектно, чем отрицательное. Что из этого следует? Это значит, что когда мы относимся к другому человеку, произведению искусства, предмету позитивно, то воспринимаем его «правильнее», ближе к реальности, детальнее. Кроме того, положительное отношение более сложно, чем отрицательное. О человеке, который нравится, можно говорить часами, давая оценки его интеллекту, внешности, привычкам, увлечениям. О врагах так не говорят, противники предстают обычно в черно-белом свете. Технология создания карикатур на оппонентов проста – надо взять какое-нибудь выделяющееся отличие и «раздуть» его, чтобы было смешно.

В политических технологиях существует термин «дегуманизация», это когда образ группы людей в средствах массовой информации ­упрощается до нелепости. Враг всегда глупый, примитивный и агрессивный.

Аналогичные процессы происходят в коллективе.

Пример 1
СвернутьПоказать

В бухгалтерии поссорились две сотрудницы. Поводом стала какая-то мелочь. До этого случая они вполне нормально общались, у них было больше информации друг о друге и больше тем для разговоров. Они знали о привычках, семьях (в каком ­возрасте дети, где работают мужья) и других сторонах жизни.

Но после того как произошел конфликт, женщины стали говорить друг о друге более сдержанно. Если одну из них просили рассказать о своей коллеге, то она делала это неохотно и ограничивалась формальными моментами – называла должность, подразделение, срок работы в организации.

Еще одним отличием симпатии от антипатии является интенсивность эмоциональных переживаний. Отрицательные чувства всегда более выраженные. Обратите внимание на то, что происходит с телом, когда мы искренне ненавидим какого-нибудь человека. Сердце бьется чаще, кулаки сжимаются так, что ногти впиваются в кожу, а руки, ноги и губы могут даже трястись.

Совсем другое дело – симпатия. Видимые признаки есть, но они не такие явные. Недаром говорят – «теплое отношение». Когда мы испытываем симпатию к другому, то по телу проходит волна тепла, мышцы расслабляются, и в целом в теле возникают приятные ощущения. Внешне это проявляется в улыбке, плавных движениях. Нет порывистости и суеты, как при реакциях антипатии.

Позитивные чувства очень важны для психического здоровья. Недаром все религии мира призывают прощать своих недругов и любить ближних. В этой установке сконцентрирована мудрость поколений.

Факторы, определяющие отношения

Любому руководителю, и главбуху в том числе, важно понимать, в чем причины того или иного отношения людей друг к другу. Интересно, что одни и те же качества подчас могут быть основой как для неприязни, так и для симпатии.

Воспитание

Эмоциям обучаются в семье. Если у человека отношения с родителями, братьями и сестрами в большинстве своем позитивные, то на работе он тоже доброжелателен и в коллегах будет склонен видеть скорее соратников, чем противников. А когда общение с родными полно негатива, в трудовом коллективе сотрудник не приживется. Он будет конфликтовать и враждовать, либо чтобы самоутвердиться, либо, считая, что ­окружающие представляют для него персональную угрозу.

Семейные отношения бывают полны трагизма, конкуренции и взаимной неприязни. Человек, выросший в такой среде, однозначно создаст проблемы в отделе. Так что желательно окружать себя коллегами, ­выросшими в нормальных семьях.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.