Top.Mail.Ru
Единая система архивного дела в России сломана, и сегодня мы отброшены к дореволюционным временам, когда для архивного дела были характерны децентрализация, ведомственная и региональная раздробленность. В статье мы ищем ответы на вопросы «Как это получилось?» и «Что теперь делать?»

Развитие любой системы управления как в государственном, так и в коммерческом секторе неразрывно связано с организацией эффективного управления документами и информацией на всех этапах их жизненного цикла. Именно поэтому вопросы совершенствования архивного дела в новых условиях, создания современных систем для управления архивными документами и их использования должны были стать составной частью программ реформирования государственного управления – но, увы, не стали.

Чтобы понять, в какой ситуации сейчас находится отрасль, полезно вспомнить, с каким багажом она входила в эпоху реформ в конце ­прошлого века.

Что было раньше

Как и вся страна, архивная отрасль в конце 1980 – начале 1990-х годов целиком и полностью ориентировалась на работу с традиционными аналоговыми, в первую очередь бумажными документами. Именно они пополняли фонды государственных архивов, и к тому же весь внутриархивный учет велся на бумаге. Помимо бумажных документов, архивы принимали на хранение фото-, видео- и аудиодокументы на различных носителях.

Поскольку изменений тогда было немного и проходили они неспешно, в течение десятилетий, то отрасль использовала стабильные, хорошо отлаженные технологии в рамках столь же стабильной нормативной базы. Государственная собственность на все ключевые активы, централизованное управление и плановая экономика способствовали единообразию в государственном управлении и экономической деятельности, и, как следствие, единым подходам к работе с документами. При этом архивной отрасли постоянно уделялось внимание и обеспечивалось ее устойчивое финансирование. Сотрудники документационных служб и архивов занимали свое место в иерархии организации, и их принадлежность к числу ключевых сотрудников, а также важность их работы ни у кого сомнения не вызывали.

В масштабе всей страны функционировала единая система организации архивного дела, хорошо согласованная с используемой в источниках комплектования архивов системой делопроизводства.

Для справки

Отлаженная централизованная система управления в архивной отрасли во многом сложилась в период ее подчинения органам внутренних дел, под чье попечение она была передана в 1938 году. Тогда Центральное архивное управление было ­преобразовано в Главное архивное управление (ГАУ) НКВД СССР.

Подведомственность и правовое положение Главного архивного управления изменились только в 1960 году, когда оно было передано в непосредственное подчинение Совету Министров СССР и получило название Главного архивного ­управления при Совете Министров СССР (ГАУ СССР, позднее – Главархив СССР).

В стране существовала мощная система подготовки кадров, выпускающая специалистов как с высшим, так и со средним профессиональным образованием, а также обеспечивавшая регулярное повышение ­квалификации ­сотрудников.

Созданный в 1966 году Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) в те времена работал очень активно и был авторитетным центром компетенций по вопросам делопроизводства и архивного дела. Его рекомендации внедрялись повсеместно с опорой на мощь партийно-государственного аппарата.

Важно отметить, что в тот период вся система делопроизводства и архивного дела страны соответствовала потребностям деловой деятельности государственных органов и позволяла эффективно выполнять возложенные на нее функции. Зарождающиеся коммерческие организации обычно копировали ее при создании собственных служб управления ­документами и архивов.

Что стало

В настоящее время практически все организации нашей страны (государственные и негосударственные) работают в условиях смешанного документооборота, используя как традиционные, так и электронные ­документы и документационные системы.

Сложилась многоукладность делопроизводства: когда различные организации (а нередко и различные их подразделения) используют для управления документами весь спектр технологий, начиная от традиционных бумажных и заканчивая сильно автоматизированными безбумажными рабочими процессами. Сейчас стало сложно найти даже две организации, в которых работа с документами велась бы одинаково. При этом используемые технологии непрерывно обновляются с периодичностью примерно в 5-7 лет.

Важно понимать, что ИТ-революция, по сути дела, еще только начинается и основные потрясения ждут нас впереди. Роль традиционных документов в последние годы начинает снижаться, зато резко возрастает значение разного рода общегосударственных, региональных и отраслевых баз данных, реестров и регистров, становящихся основными хранилищами правоустанавливающих документов и информации. Коллективное использование государственными органами таких электронных ресурсов все чаще заменяет привычную межведомственную переписку.

К сожалению, архивная отрасль пока что не готова работать даже с существующими бумагоподобными электронными документами, что уж говорить о базах данных. И это...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Региональный государственный контроль в области архивного дела (часть 2)

Анализ судебной практики выявляет 2 основные группы нарушений, за которые привлекают к ответственности по ст. 13.20 КоАП РФ «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов». Но наказание за существенные нарушения смехотворно: предупреждение либо 300 руб. штрафа! Потому региональные органы предлагают ужесточить его и разработать более современные требования взамен устаревших правил работы архивов.

Государственный контроль в сфере архивного дела на федеральном уровне (часть 2)

Какова мера ­ответственности за несоблюдение архивного законодательства: за что, кого и на сколько сейчас штрафуют? Примечательно, что за аналогичные прегрешения отвечать порой приходится директору или его заму, а порой – «главному специалисту». Вы также увидите существенный перекос в суммах ­выписываемых штрафов за разные документы разным организациям – разница в 1 000 раз!

Региональный государственный контроль в области архивного дела (часть 1)

Как в настоящее время региональные органы власти контролируют соблюдение законодательства в области архивного дела? На каком основании они вправе это делать и какие подводные камни им мешают? Какие меры применяются к ­нарушителям? В этом номере журнала публикуется первая часть статьи.

Государственный контроль в сфере архивного дела на федеральном уровне (часть 1)

Проблемных вопросов в российском архивном деле у нас достаточно много, и среди них одним из самых малообсуждаемых является вопрос о том, кто и как осуществляет контроль в этой сфере, насколько он эффективен. Сложившаяся система госконтроля весьма запутана. В этой статье мы разбираемся с ее федеральным уровнем: кто кого и по каким аспектам проверяет, какова мера ­ответственности за несоблюдение ­архивного законодательства.

Государственный контроль в сфере архивного дела на федеральном уровне (часть 1)

Проблемных вопросов в российском архивном деле у нас достаточно много, и среди них одним из самых малообсуждаемых является вопрос о том, кто и как осуществляет контроль в этой сфере, насколько он эффективен. Сложившаяся система госконтроля весьма запутана. В этой статье мы разбираемся с ее федеральным уровнем: кто кого и по каким аспектам проверяет, какова мера ­ответственности за несоблюдение ­архивного законодательства.

Региональный государственный контроль в области архивного дела (часть 1)

Как в настоящее время региональные органы власти контролируют соблюдение законодательства в области архивного дела? На каком основании они вправе это делать и какие подводные камни им мешают? Какие меры применяются к ­нарушителям? В этом номере журнала публикуется первая часть статьи.

Государственный контроль в сфере архивного дела на федеральном уровне (часть 2)

Какова мера ­ответственности за несоблюдение архивного законодательства: за что, кого и на сколько сейчас штрафуют? Примечательно, что за аналогичные прегрешения отвечать порой приходится директору или его заму, а порой – «главному специалисту». Вы также увидите существенный перекос в суммах ­выписываемых штрафов за разные документы разным организациям – разница в 1 000 раз!

Региональный государственный контроль в области архивного дела (часть 2)

Анализ судебной практики выявляет 2 основные группы нарушений, за которые привлекают к ответственности по ст. 13.20 КоАП РФ «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов». Но наказание за существенные нарушения смехотворно: предупреждение либо 300 руб. штрафа! Потому региональные органы предлагают ужесточить его и разработать более современные требования взамен устаревших правил работы архивов.