Top.Mail.Ru

Какие санитарные требования должен соблюдать работодатель?

По закону работодатель должен обеспечить безопасные условия труда на рабочих местах. А это значит, что он обязан соблюдать, в том числе и санитарные нормы и правила. Узнаем, какие требования являются обязательными, а какие – рекомендательными, и какая ответственность грозит работодателю за нарушение тех или иных нормативных актов в сфере санитарного благополучия.

Многие руководители искренне считают, что санитарные нормы и правила регламентируют деятельность только медицинских, детских, педагогических и иных подобных организаций. А к работе коммерческих организаций ­никакого отношения не имеют. Но так ли это? Давайте разберемся.

Обязанность и ответственность

Статьи 163 и 209 ТК РФ устанавливают обязанность работодателя обеспечить работникам безопасные условия труда на рабочем месте. В ст. 169 ТК РФ охрана труда определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя в том числе санитарно-гигиенические мероприятия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) санитарное благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, т.е. разработки, утверждения и введения в действие различных ­санитарных правил (ст. 37–39 Закона № 52-ФЗ).

К сведению

Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются:

  • санитарные правила (СП),
  • санитарные правила и нормы (СанПиН),
  • санитарные нормы (СН),
  • гигиенические нормативы (ГН).

Работодатель обязан выполнять требования санитарных норм в отношении (ст. 25 Закона № 52-ФЗ):

  1. производственного процесса,
  2. технологического оборудования,
  3. организации рабочих мест,
  4. коллективных и индивидуальных средств защиты работников,
  5. режима труда и отдыха,
  6. бытового обслуживания работников.

Обязательность соблюдения санитарных правил в целом также закрепляется в п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ. Но при знакомстве с санитарными нормами и правилами работодателям необходимо обращать внимание на то, являются ли конкретные нормы обязательными или рекомендуемыми, в зависимости от этого определяется обязательность их выполнения. Приведем пример.

Пример 1

В п. 2.1.3 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы», утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32, указано, что для женщин предпочтительны стационарные рабочие места и работы, выполняемые в свободном режиме и позе, допускающей перемену положения по желанию. Нежелательна постоянная работа стоя или сидя. Очевидно, что эта норма – рекомендательная. Тогда как п. 4.1.7 прямо запрещает для беременных женщин работы, связанные с намоканием одежды и обуви, работы на сквозняке. Поэтому работодатель обязан обеспечить соблюдение данной нормы санитарных правил.

Обязательность соблюдения санитарных правил подтверждается и установлением административной ответственности за их нарушение.

К сведению

Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в форме административного штрафа, налагаемого на должностных лиц (например, генерального директора) в размере от 500 до 1000 рублей, на компанию – в размере от 10 000 до 20 000 руб­лей. Как видим, штрафы не очень большие. Но этой же статьей установлено и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. А такое наказание может нанести серьезный ущерб бизнесу. Статья 6.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в форме штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей, на работодателя – в размере от 10 000 до 20 000 ­рублей, или в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Кстати, не думайте, что работодателей не привлекают по этим статьям (см., например, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу № А03-8077/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 № 08АП-3968/2014).

Кто же наказывает организации, если они не соблюдают санитарные правила? Согласно ст. 23.13 КоАП РФ дела о нарушении санитарных норм и правил рассматривает Роспотребнадзор (см. Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476). Он проводит плановые и внеплановые проверки организаций, в том числе при поступлении заявлений граждан, организаций, информации от госорганов, из средств массовой информации. Процедура проведения проверки сходна с процедурой проверки инспекциями труда и определяется Административным регламентом1.

Поскольку законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия тесно связано с трудовым законодательством, нередко органы Роспотребнадзора...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Ответственность работодателя за имущество работника

Показываем на примерах из судебной практики, когда суд в вопросах возмещения причиненного вещам сотрудника вреда встанет на сторону работодателя, а когда, наоборот, поддержит работника; когда взыщет полный размер ущерба, а когда – ​только часть. Узнаете, может ли работник (в том числе генеральный директор) заявить о возмещении денежных сумм, потраченных им на нужды компании. Статья полезна как работодателям (надо знать, как защитить свои интересы при заявлении сотрудниками претензий и исков о возмещении ущерба), так и самим работникам (чтобы быть в курсе сложностей доказывания и заранее взвешивать все «за» и «против» предъявления работодателю требований).

Как правильно составить согласие на обработку персональных данных

С декабря 2023 года штрафы за обработку персональных данных без согласия субъекта или с неверно составленным согласием выросли до 700 000 рублей. А за год до этого изменились и требования к самим согласиям на обработку персональных данных. Рассказываем, какие согласия и в каких случаях необходимо составлять, почему лучше оформлять разные согласия на обработку персданных, а не включать все в одно, приводим образцы согласий для наиболее типичных ситуаций, даем советы по оптимизации документооборота.

Если на работника надо составить характеристику

Рассказываем, какие характеристики может потребоваться составить на работника (внешние, для предоставления вовне организации, и внутренние, для кадровых и иных мероприятий). Предлагаем образцы документов, когда работник себя зарекомендовал положительно или, напротив, отрицательно. Даем советы по их оформлению (какую информацию включать, кто может подписывать, какие сроки выдачи). Приводим пример из судебной практики, когда работница пыталась признать незаконной характеристику, отменить ее и обязать работодателя выдать объективную.

Создаем рабочую дисциплинарную комиссию

После продолжительных праздников дисциплина на работе традиционно страдает. Отследить сроки привлечения к ответственности и соблюсти процедуру поможет создание в организации дисциплинарной комиссии. Предлагаем понятный и простой алгоритм наложения дисциплинарного взыскания, образцы приказов о создании (постоянной и разовой, на событие) дисциплинарной комиссии, а также 3 образца оформления протоколов заседаний дисциплинарных комиссий (для разных стадий процесса ее работы), которыми вы сможете воспользоваться на практике. Так вы ничего не упустите, а работники не смогут оспорить привлечение к дисциплинарной ответственности.

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Многим известно, что уволить работника при отсутствии его желания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Свидетельством тому являются, например, многочисленные споры, победу в которых чаще всего празднуют именно работники. Однако это вовсе не означает, что работника нельзя уволить вообще. Рассмотрим наиболее популярные и, что не менее важно, эффективные способы расстаться с работником, несмотря на отсутствие у него такого желания, и при этом избежать риска «получить» уволенного обратно.

Четыре роковые ошибки работодателя при отзыве сотрудника из отпуска

Причины для отзыва сотрудника из отпуска могут быть самими разными: от банальной болезни коллеги до непредвиденной работы, которую никто другой выполнить не сможет. Но в любом случае надо помнить, что досрочный выход из отпуска – ​дело добровольное. Принудительный отзыв из отпуска – ​наиболее распространенное нарушение. Подробно об этой и о других ошибках читайте в статье.

Компенсация морального вреда в трудовых отношениях

Подавая в суд на работодателя, сотрудник наряду с основным требованием обычно просит взыскать еще и компенсацию морального вреда. Причем заявляемые суммы могут достигать сотен тысяч рублей. Расскажем, что такое моральный вред, как необходимо обосновывать его сумму и какими способами компания может снизить размер компенсации, а то и вовсе добиться отказа в удовлетворении требования ­работника.