Top.Mail.Ru

Как разрешить налоговый спор без суда

Пожалуй, наибольшее число споров у компаний возникает с налоговыми инспекциями. И это не удивительно, ведь налоги – основной источник дохода бюджета, и им уделяется особое внимание. Разрешить налоговый спор в свою пользу у компаний получается далеко не всегда. Тем более что в большинстве случаев обратиться напрямую в суд компании не могут, так как вначале нужно пройти процедуру «внутреннего» обжалования в налоговых органах. Поговорим о том, какие именно акты (действия, бездействие) налоговиков и в каком порядке можно обжаловать.

Прошло уже больше полутора лет с того момента, когда в России было введено обязательное досудебное обжалование практически всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц1. Однако практика показывает, что вопросов по этой процедуре не становится меньше. Разберемся, в каком порядке следует обжаловать акты (действия, бездействие) и как сделать это максимально эффективно.

Возможность обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц установлена в подп. 12 п. 1 ст. 21 и в ст. 137 НК РФ.

В большинстве случаев организация должна сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, которым обычно выступает управление налоговой службы по соответствующему региону (реже – ФНС России). И только если результат рассмотрения жалобы организацию не устроит, она сможет обратиться в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Сразу в суд можно обжаловать (п. 2 ст. 138 НК РФ):

  • ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб;
  • ненормативные акты ФНС России;
  • действия или бездействие должностных лиц ФНС России.

Жалобы бывают разные

Порядок обжалования зависит от того, что именно обжалуется. Если речь идет об обжаловании обычных актов (не по результатам проверок), а также действий (бездействия) должностных лиц, то применяются одни правила. Если же обжалуется решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности – другие. Впрочем, в обеих процедурах есть немало общего.

И в том, и в другом случае в подаваемой жалобе нужно указать (п. 2 и 3 ст. 139.2 НК РФ, информация ФНС России от 09.02.2011 «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган»):

  • наименование органа, в который подается жалоба (если жалоба подается конкретному лицу, следует указать его должность и Ф.И.О.);
  • данные об организации (наименование, адрес, телефон, электронная почта, ИНН);
  • акт налогового органа...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Что можно скрыть при раскрытии отчетности

Федеральные стандарты позволяют раскрывать информацию об отчетности в ограниченном объеме, а контролирующие органы соглашаются ограничить доступ к ней на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru). Объясняем, что можно скрыть от пользователей отчетности и как это сделать законно. Приводим наглядную таблицу о том, как можно сократить пояснения к отчетности; образцы документов: приказа об ограничении раскрытия информации, заявления в Минфин России о предоставлении выписки из перечня подпадающих под ограничительные меры лиц, заявления в ИФНС России о сокрытии информации, содержащейся в ГИРБО.

10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году

Уходящий год традиционно богат на изменения, причем как глобальные, так и не очень. Мы выбрали 10 наиболее интересных и обсуждаемых изменений в законодательстве, которые вступили в силу в уходящем 2023 году. И расположили их в хронологическом порядке, подобрав те, которые затронули самые разные сферы – ​от налогов и взносов до штрафов.

Внесудебное банкротство гражданина

Объясняем, что представляет собой внесудебное банкротство гражданина и как им можно воспользоваться, в какие сроки заявление о несостоятельности по такой процедуре будет рассмотрено, какие последствия повлечет и когда в результате должник будет считаться освобожденным от долгов. Анализируем права должника и кредиторов, даем советы и тем, и другим, как лучше поступить в конкретных ситуациях. Приводим образцы оформления заявления гражданина о внесудебном банкротстве, списка кредиторов. Узнаете, как быть кредиторам, не учтенным в списке кредиторов в рамках внесудебного банкротства, какие есть полномочия у МФЦ, как противостоять незаконным действиям должника, а также о тенденциях правоприменительной практики в данной сфере, в том числе по спорам о признании незаконными действий МФЦ по возбуждению внесудебного банкротства и возврату заявления о возбуждении банкротства.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Ответственность руководителя организации

Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых руководитель организации может быть привлечен к ответственности. Такие положения есть и в трудовом праве, и в гражданском, административном и в уголовном законодательстве. В статье приведены меры ответственности для руководителя, регламентированные разными кодексами. Кроме того, рассказано о том, как организовать процедуру передачи дел между бывшим и новым руководителями, чтобы не повесить на себя чужие грехи, но и своих оправдательных документов не утерять. Приведены примеры из судебной практики о привлечении к ответственности руководителей организаций.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Роспотребнадзор может прийти к вам

Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие области распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий? Как проходит проверка? Что не могут делать проверяющие, а на что имеют право? Какие нарушения допускают контролеры во время проверок? И, наконец, какие решения могут принять сотрудники Роспотребнадзора по итогам проверки?