• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» сентябрь 2015
  • Рубрика Технологии эффективности

Проводим тренинг общения:
от подготовки до проблематизации

  • 0 комментариев
  • 20 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Тренинг общения или, как его еще называют, коммуникативный тренинг наиболее востребован и популярен. Автор приводит программу тренинга общения, которую можно использовать при подготовке собственного тренинга. Даны советы, как разработать содержание программы, познакомить участников с темой, включить их в процесс обучения и продемонстрировать им их ошибки.


Для сотрудника кадровой службы, решившего освоить проведение бизнес-тренингов, знающего методику и некоторые приемы тренинговой работы, ­первым практическим шагом должно стать изучение тренинга общения.

Тренинг общения, или, как его еще называют, коммуникативный тренинг, наиболее востребован и популярен. Правда, если посмотреть в интернете на сайтах учебных компаний, то такое название встречается редко. Как правило, тренинг общения «маскируется» под другие названия: «как общаться с подчиненными», «деловые переговоры от А до Я», «семинар по коммуникативной компетентности» и т.д. Однако тематические модули всех перечисленных программ обычно похожи - с акцентом на тот или иной аспект общения.

Мы приводим здесь программу тренинга общения, следуя учебной структуре тренинга, которую мы описывали раньше.

См. статью «Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера»

Подготовительный этап

На этом этапе бизнес-тренер планирует содержание тренинга. Он создает программу исходя из запросов руководства компании, будущих участников, начальников отделов, клиентов, рыночной ситуации и т.д. В зависимости от специфики работы организации и подразделения она может различаться (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Особенности тренинга в зависимости от сферы деятельности компании

СвернутьПоказать
тренинг и сфера деятельности

Можно опросить руководителей подразделений, но лучше провести анализ деятельности сотрудников и выделить аспекты общения, над которыми желательно поработать в тренинге. Затем тематический план имеет смысл согласовать с заказчиком в лице начальника отдела или ­директора предприятия.

Также необходимо заранее оговорить, как можно будет оценить результаты обучения. Для проверки знаний до и после тренинга ­составляем небольшой тест-вопросник, например, с вопросами ниже.

Пример 1
СвернутьПоказать
  1. Как лучше вступать в контакт с клиентом:
    а) проявляя инициативу, быстро и напористо - сразу к делу;
    б) надо ждать, пока клиент "созреет" и начать разговор;
    в) сначала понять состояние человека, оценить его готовность и начать общение с учетом его состояния;
    г) не надо навязываться, клиент сам спросит, что ему нужно.
  2. Как устанавливать контакт глазами:
    а) в глаза смотреть нельзя, это воспринимается как агрессия;
    б) смотреть нужно в переносицу прямо, не отводя глаз;
    в) надо смотреть в один глаз - левый или правый;
    г) в глаза нужно смотреть несколько секунд, затем на мгновение отводить взгляд и снова смотреть в глаза.

Проводим тестирование до тренинга, фиксируем ответы, а затем опрашиваем сотрудников после тренинга. Результаты будут различаться, и руководитель-заказчик узнает, насколько его сотрудники «поумнели».

Другой вариант оценки эффективности заключается в анализе работы сотрудников.

Пример 2
СвернутьПоказать

Внутренний тренер компании провел тренинг общения для начальников смен склада компании. До обучения они вместе с директором проанализировали работу, наблюдая, как начальники смен общаются с подчиненными (использовались камеры наблюдения, размещенные в операторской склада). Выделили несколько ­отрицательных моментов. Начальники смен:

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.