• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» сентябрь 2015
  • Рубрика Работа с договорами

Заключаем договор с монополистом

Многие организации так или иначе пересекаются в своей деятельности с монополистами. Отказаться от их услуг, товаров или работ практически невозможно (ведь они занимают доминирующее положение на рынке). Но законодатель установил довольно много ограничений, которые монополисты должны соблюдать при работе с контрагентами. Обычным компаниям желательно их знать, как и способы защиты от навязывания своих правил игры крупными партнерами.


В условиях текущего экономического кризиса многие предприятия, вероятно, будут стремиться изменить существующий порядок работы с контрагентами. Кому-то предоставить дополнительные преференции, кого-то, наоборот, поставить в более жесткие рамки. Но конечная цель будет одна – увеличение прибыли собственного бизнеса. На первый взгляд может показаться, что возможность наиболее успешно диктовать свои условия имеется у предприятий-монополистов. Ведь отказаться от производимых ими товаров (работ, услуг) в состоянии далеко не каждый. Однако деятельность лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, имеет серьезные законодательные ограничения. Знание таких нюансов поможет предприятиям, имеющим договорные ­отношения с монополистами, не допустить ущемления своих прав.

Как узнать монополиста

Традиционно при слове «монополист» многие представляют предприятия электроэнергетики, нефтяной, газовой промышленности и иные подобные корпорации, монопольное положение которых не вызывает сомнения. В то же время с точки зрения законодательства круг лиц, занимающих доминирующее положение на рынке (т.е. тех организаций, чья деятельность осуществляется с учетом антимонопольных ограничений), гораздо шире. Перечень таких организаций не статичен. При достижении определенных законом условий лицо может быть включено в реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, в самых, казалось бы, неожиданных ситуациях.

Общие правила признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим определены в ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Доминирующим признается такое положение на рынке, которое дает лицу (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого рынка конкурентов, и (или) затруднять им доступ на рынок.

Доминирующим считается положение (п. 1, 2 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции):

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.