Top.Mail.Ru

Базовые компетенции в области работы с документами для госслужащих

В последние годы профессиональное сообщество внимательно следит за развитием вновь созданного направления подготовки специалистов «Документоведение и архивоведение», за разработкой стандартов профессионального образования в сфере документационного обеспечения управления. Но не меньшего внимания заслуживают и вопросы формирования базовых профессиональных компетенций в области работы с документами для работников государственной гражданской и ­муниципальной службы (т.к. являются отражением процессов управления в госаппарате). Минтруд России разработал и рекомендовал к применению базовые квалификационные требования для гражданских госслужащих (в составе Методического инструментария по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим, версия 2.0). На их основе теперь должны не только принимать на работу, но и проводить аттестацию работающих чиновников. Предлагаем разобраться, какие профессиональные компетенции в области работы с документами для работников государственной гражданской и ­муниципальной службы теперь ­считаются необходимыми.

Основные понятия

Официальный управленческий документ возник и развивался как уникальное социальное явление, существующее в сфере права и политики. Управление государством по своей сущности и представляет собой ­политику, т.е. реализацию принятых стратегий, концепций и планов развития.

С управленческих позиций госаппарат необходимо рассматривать как единство взаимосвязанных трех составных частей: функций государства, технологий их реализации и людей, служащих своему Отечеству (это – государственные гражданские и иные служащие).

А компетенцией в управлении обычно называют:

  • круг вопросов, явлений, в которых данное должностное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом;
  • совокупность профессиональных знаний, навыков и умений;
  • круг полномочий, предоставленных по должности.

Новые задачи в процессе создания профессионального государственного аппарата (фактически как очередной этап административной реформы) были сформулированы в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования государственного управления» (далее – Указ № 601). Среди мероприятий по исполнению указа большое значение имели:

  • формирование перечня квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы на основе компетентностного подхода в зависимости от конкретных должностных обязанностей, функций и от принадлежности к определенным ­профессиональным группам, а также
  • объективная оценка квалификации и эффективности, результативности профессиональной служебной деятельности.

За последнее время указами Президента РФ были утверждены для федеральных государственных гражданских служащих квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу ­работы по специальности.

Таким образом, начала формироваться трехуровневая система квалификационных требований:

  • к образованию, профессиональным знаниям и навыкам;
  • стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки;
  • к профессиональным качествам, необходимым для замещения должностей государственной гражданской службы.

Решаются задачи по созданию кадрового резерва, ротации кадров, наставничеству, повышению квалификации и аттестации. А в систему комплексной оценки деятельности включена общественная оценка (для федеральных госслужащих – обязательное участие представителей общественных советов при федеральных органах исполнительной власти) и три группы обязательных показателей:

  • соответствие квалификационным требованиям (базовым и профессиональным);
  • профессиональные и личностные качества;
  • эффективность и результативность работы.

В целом деятельность государственных гражданских служащих (профессионального госаппарата) предполагается относить к интеллектуально-аналитической, исключающей психологию «механического исполнительства», а также к контрольному и регулирующему видам деятельности.

В ноябре 2013 года на семинаре-совещании руководителей субъектов Российской Федерации, которые под эгидой Президента России проводятся ежегодно, им были названы основные необходимые и актуальные компетенции «чиновников»:

  • знание Конституции Российской Федерации, действующего законодательства и особенно – антикоррупционного;
  • знание компьютера;
  • знание работы с документами.

Таким образом был сформулирован набор базовых квалификационных требований, обязательных для всех государственных гражданских служащих и даже обеспечивающих категорий сотрудников, работающих в госорганах, и практически впервые за последние годы подчеркнуто ­важнейшее значение работы с документами, т.е. делопроизводства.

В марте 2015 года через средства массовой информации Минтруд России объявил о разработке к 2017 году поправок в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.к. госслужащий обязательно должен:

  • знать действующее законодательство, в т.ч. антикоррупционное;
  • уметь пользоваться компьютерной техникой;
  • уметь грамотно писать и излагать свои мысли (т.е. аспект делопроизводства как технологии работы с документами уже не упоминается).

Во исполнение Указа № 601 в рамках совершенствования государственной гражданской службы Минтрудом России были разработаны:

  • Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (версия 2.0 опубликована на сайте Минтруда России в апреле 2015 г.: www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/9), об этом документе мы и будем далее говорить в статье, называя его кратко «Методический инструментарий»,
  • Методический инструментарий по планированию найма и организации отбора кадров для замещения должностей...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Временные послабления в процедуре проведения годовых общих собраний в ООО и АО

Главная особенность общих собраний текущего 2024 года – ​возможность провести их в заочной форме, даже если законом требуется проведение очного собрания. При этом общий порядок созыва собрания сохраняется и требуется учесть время на уведомление участников (акционеров). Увеличен минимальный процент голосующих акций, дающий специальные права акционерам. Также особые правила введены для определения кворума при принятии решений на собраниях некоторых хозяйственных обществ. Продлен срок полномочий совета директоров (наблюдательного совета) АО. Срок действия у перечисленных послаблений разный, так что на это тоже обратите внимание!

Покупаем авиабилеты: где лучше бронировать и на чем лететь

При организации командировок и турпоездок (для себя и своего шефа) часто важной задачей является грамотная покупка авиабилетов. Научим находить максимально выгодные ценовые предложения на нужный вам уровень сервиса. Где можно купить авиабилеты: не только на сайтах авиакомпаний и агрегаторов, но и у туроператоров, в системах бронирования, в т.ч. В2В – даем адреса полезных сайтов и объясняем плюсы и минусы каждого варианта. Какие бывают типы рейсов и самолетов, на что это влияет. Как разные классы обслуживания отличаются между собой по сервису до и во время полета, по цене билета. Как можно повысить класс обслуживания. Почему лучше регистрироваться в программах лояльности.

Выбираем тип маршрута для авиаперелета

Рассмотрим основные типы перелетов – в один конец (one way) и с возвратом (round trip) – что дешевле и где риски. Пополним копилку «авиазнаний» другими менее известными вариантами перелетов. А заодно проясним часто задаваемые вопросы: по каким документам можно бронировать билеты, сколько ошибок можно допустить, зачем заранее регистрироваться на рейс.

Как получить максимальный результат от международных выставок

Описаны правила предоставления госсубсидий, компенсирующих затраты отечественным компаниям на участие в зарубежных выставках: до 700 тыс. руб. для малых и средних предприятий и до 2 млн для крупного бизнеса! Опыт участия в выставках, в т.ч. за границей, позволил автору сформулировать ценные советы: алгоритм подготовки к выставке, секреты успешного стенда и грамотной работы сотрудников на нем, что важно предусмотреть, как собирать деловые контакты и быстрее избавляться от «зевак», как подводить итоги, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли и получить максимальный эффект от своих вложений. В июле 2023 г. прошел саммит Россия – Африка, мы активно разворачиваемся в сторону этого континента. Поэтому в данной статье добавлены детали работы в Алжире – одной из ключевых стран Африки.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).