• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» сентябрь 2015
  • Рубрика Права и обязанности

Базовые компетенции в области работы с документами для госслужащих

В последние годы профессиональное сообщество внимательно следит за развитием вновь созданного направления подготовки специалистов «Документоведение и архивоведение», за разработкой стандартов профессионального образования в сфере документационного обеспечения управления. Но не меньшего внимания заслуживают и вопросы формирования базовых профессиональных компетенций в области работы с документами для работников государственной гражданской и ­муниципальной службы (т.к. являются отражением процессов управления в госаппарате).
Минтруд России разработал и рекомендовал к применению базовые квалификационные требования для гражданских госслужащих (в составе Методического инструментария по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим, версия 2.0). На их основе теперь должны не только принимать на работу, но и проводить аттестацию работающих чиновников. Предлагаем разобраться, какие профессиональные компетенции в области работы с документами для работников государственной гражданской и ­муниципальной службы теперь ­считаются необходимыми.



Основные понятия

Официальный управленческий документ возник и развивался как уникальное социальное явление, существующее в сфере права и политики. Управление государством по своей сущности и представляет собой ­политику, т.е. реализацию принятых стратегий, концепций и планов развития.

С управленческих позиций госаппарат необходимо рассматривать как единство взаимосвязанных трех составных частей: функций государства, технологий их реализации и людей, служащих своему Отечеству (это – государственные гражданские и иные служащие).

А компетенцией в управлении обычно называют:

  • круг вопросов, явлений, в которых данное должностное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом;
  • совокупность профессиональных знаний, навыков и умений;
  • круг полномочий, предоставленных по должности.

Главные задачи

Читайте статью «Оптимальное поведение менеджеров: мифы и реалии»

Новые задачи в процессе создания профессионального государственного аппарата (фактически как очередной этап административной реформы) были сформулированы в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования государственного управления» (далее – Указ № 601). Среди мероприятий по исполнению указа большое значение имели:

  • формирование перечня квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы на основе компетентностного подхода в зависимости от конкретных должностных обязанностей, функций и от принадлежности к определенным ­профессиональным группам, а также
  • объективная оценка квалификации и эффективности, результативности профессиональной служебной деятельности.

За последнее время указами Президента РФ были утверждены для федеральных государственных гражданских служащих квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу ­работы по специальности.

Таким образом, начала формироваться трехуровневая система квалификационных требований:

  • к образованию, профессиональным знаниям и навыкам;
  • стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки;
  • к профессиональным качествам, необходимым для замещения должностей государственной гражданской службы.

Решаются задачи по созданию кадрового резерва, ротации кадров, наставничеству, повышению квалификации и аттестации. А в систему комплексной оценки деятельности включена общественная оценка (для федеральных госслужащих – обязательное участие представителей общественных советов при федеральных органах исполнительной власти) и три группы обязательных показателей:

  • соответствие квалификационным требованиям (базовым и профессиональным);
  • профессиональные и личностные качества;
  • эффективность и результативность работы.

В целом деятельность государственных гражданских служащих (профессионального госаппарата) предполагается относить к интеллектуально-аналитической, исключающей психологию «механического исполнительства», а также к контрольному и регулирующему видам деятельности.

В ноябре 2013 года на семинаре-совещании руководителей субъектов Российской Федерации, которые под эгидой Президента России проводятся ежегодно, им были названы основные необходимые и актуальные компетенции «чиновников»:

  • знание Конституции Российской Федерации, действующего законодательства и особенно – антикоррупционного;
  • знание компьютера;
  • знание работы с документами.

Таким образом был сформулирован набор базовых квалификационных требований, обязательных для всех государственных гражданских служащих и даже обеспечивающих категорий сотрудников, работающих в госорганах, и практически впервые за последние годы подчеркнуто ­важнейшее значение работы с документами, т.е. делопроизводства.

В марте 2015 года через средства массовой информации Минтруд России объявил о разработке к 2017 году поправок в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.к. госслужащий обязательно должен:

  • знать действующее законодательство, в т.ч. антикоррупционное;
  • уметь пользоваться компьютерной техникой;
  • уметь грамотно писать и излагать свои мысли (т.е. аспект делопроизводства как технологии работы с документами уже не упоминается).

Во исполнение Указа № 601 в рамках совершенствования государственной гражданской службы Минтрудом России были разработаны:

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.