В последние годы профессиональное сообщество внимательно следит за развитием вновь созданного направления подготовки специалистов «Документоведение и архивоведение», за разработкой стандартов профессионального образования в сфере документационного обеспечения управления. Но не меньшего внимания заслуживают и вопросы формирования базовых профессиональных компетенций в области работы с документами для работников государственной гражданской и муниципальной службы (т.к. являются отражением процессов управления в госаппарате).
Минтруд России разработал и рекомендовал к применению базовые квалификационные требования для гражданских госслужащих (в составе Методического инструментария по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим, версия 2.0). На их основе теперь должны не только принимать на работу, но и проводить аттестацию работающих чиновников. Предлагаем разобраться, какие профессиональные компетенции в области работы с документами для работников государственной гражданской и муниципальной службы теперь считаются необходимыми.
Основные понятия
Официальный управленческий документ возник и развивался как уникальное социальное явление, существующее в сфере права и политики. Управление государством по своей сущности и представляет собой политику, т.е. реализацию принятых стратегий, концепций и планов развития.
С управленческих позиций госаппарат необходимо рассматривать как единство взаимосвязанных трех составных частей: функций государства, технологий их реализации и людей, служащих своему Отечеству (это – государственные гражданские и иные служащие).
А компетенцией в управлении обычно называют:
- круг вопросов, явлений, в которых данное должностное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом;
- совокупность профессиональных знаний, навыков и умений;
- круг полномочий, предоставленных по должности.
Новые задачи в процессе создания профессионального государственного аппарата (фактически как очередной этап административной реформы) были сформулированы в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования государственного управления» (далее – Указ № 601). Среди мероприятий по исполнению указа большое значение имели:
- формирование перечня квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы на основе компетентностного подхода в зависимости от конкретных должностных обязанностей, функций и от принадлежности к определенным профессиональным группам, а также
-
объективная оценка квалификации и эффективности, результативности профессиональной служебной деятельности.
За последнее время указами Президента РФ были утверждены для федеральных государственных гражданских служащих квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности.
Таким образом, начала формироваться трехуровневая система квалификационных требований:
-
к образованию, профессиональным знаниям и навыкам;
-
стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки;
- к профессиональным качествам, необходимым для замещения должностей государственной гражданской службы.
Решаются задачи по созданию кадрового резерва, ротации кадров, наставничеству, повышению квалификации и аттестации. А в систему комплексной оценки деятельности включена общественная оценка (для федеральных госслужащих – обязательное участие представителей общественных советов при федеральных органах исполнительной власти) и три группы обязательных показателей:
- соответствие квалификационным требованиям (базовым и профессиональным);
- профессиональные и личностные качества;
- эффективность и результативность работы.
В целом деятельность государственных гражданских служащих (профессионального госаппарата) предполагается относить к интеллектуально-аналитической, исключающей психологию «механического исполнительства», а также к контрольному и регулирующему видам деятельности.
В ноябре 2013 года на семинаре-совещании руководителей субъектов Российской Федерации, которые под эгидой Президента России проводятся ежегодно, им были названы основные необходимые и актуальные компетенции «чиновников»:
- знание Конституции Российской Федерации, действующего законодательства и особенно – антикоррупционного;
- знание компьютера;
- знание работы с документами.
Таким образом был сформулирован набор базовых квалификационных требований, обязательных для всех государственных гражданских служащих и даже обеспечивающих категорий сотрудников, работающих в госорганах, и практически впервые за последние годы подчеркнуто важнейшее значение работы с документами, т.е. делопроизводства.
В марте 2015 года через средства массовой информации Минтруд России объявил о разработке к 2017 году поправок в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.к. госслужащий обязательно должен:
- знать действующее законодательство, в т.ч. антикоррупционное;
- уметь пользоваться компьютерной техникой;
- уметь грамотно писать и излагать свои мысли (т.е. аспект делопроизводства как технологии работы с документами уже не упоминается).
Во исполнение Указа № 601 в рамках совершенствования государственной гражданской службы Минтрудом России были разработаны:
-
Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (версия 2.0 опубликована на сайте Минтруда России в апреле 2015 г.: www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/9), об этом документе мы и будем далее говорить в статье, называя его кратко «Методический инструментарий»,
- Методический инструментарий по планированию найма и организации отбора кадров для замещения должностей...