• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» ноябрь 2015
  • Рубрика Личный опыт

Как оказать психологическую помощь сотруднику

  • 0 комментариев
  • 5 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Главбух – должность особая. Чтобы управлять людьми, нужно знать и понимать психологию коллектива, правильно распределять задания, рассчитывать нагрузку, мотивировать. Хотя есть еще одна функция, которую приходится выполнять главному бухгалтеру, но о ней почти не говорят. Речь идет о психологической поддержке сотрудников. Ведь производительность труда во многом зависит от эмоционального состояния работника. Подчиненный, выполняющий сложную работу и испытывающий психологические проблемы, будет менее эффективен, чем тот, кто чувствует себя в ладу с собой. Посмотрим, как помочь сотрудникам, не ­навредив.


Как поговорить с расстроенным человеком, чтобы он успокоился? Не у всех есть такой дар. Тем не менее главбуху он просто необходим. И даже если его у вас нет, ему можно научиться. Главное – действовать последовательно и ­избегать распространенных ошибок.

Руководитель – профессия особая. Чтобы управлять людьми, нужно знать и понимать психологию коллектива, правильно распределять задания, рассчитывать нагрузку, мотивировать. Но есть еще одна функция, которую приходится выполнять главному бухгалтеру, но о ней почти не говорят. Речь идет о психологической поддержке сотрудников.

Существует точка зрения, что начальник должен соблюдать дистанцию между собой и подчиненными, то есть по мере возможности не вникать в душевные сложности коллег. Однако «сухой» подход себя не оправдывает. Руководителей, которые пытаются вести себя чересчур ­рационально, в коллективе не любят. Тем более, если этот коллектив – женский.

О том, как грамотно общаться с начальством, читайте в статье «Как «укротить» босса: применяем типологию руководителей»

Есть и другие причины, по которым главбуху нужно быть не только специалистом в своей области, но и психологом. Во-первых, производительность труда зависит от эмоционального состояния. Подчиненный, выполняющий сложную работу и испытывающий психологические проблемы, будет менее эффективен, чем тот, кто чувствует себя в ладу с собой. Можно, конечно, сказать, с душевными сложностями должны справляться сами сотрудники, а удел руководителя управлять и контролировать. Но не все так просто. Иногда на работника так много «завязано», что его временная нетрудоспособность оборачивается серьезными последствиями.

Пример 1
СвернутьПоказать

В торговой розничной сети при открытии очередного магазина обучают персонал. Занимается этим заместитель главного бухгалтера. Она рассказывает старшему и рядовым кассирам порядок инкассации; обучает работе на кассе, ­документообороту, порядку взаимодействия с офисом.

Однажды у женщины случилась личная трагедия, и она чувствовала себя разбитой. Тем не менее главбух настояла на том, что обучение должно состояться. Заместитель провела занятия, но сделала это плохо. Уже через месяц обнаружилось, что кассиры элементарно не соблюдают кассовую дисциплину. Налоговая инспекция провела внезапную проверку, и оказалось, что они не всегда пробивают чеки на ККМ. Женщина вспомнила, что была как в полусне, поэтому объясняла материал очень плохо. ­Возможно, кассиры «не прониклись» тем, что чеки надо пробивать всегда.

Во-вторых, существует понятие «заражение». Люди как бы подражают эмоциональному состоянию друг друга. Причем перенимается наиболее сильная эмоция. Если один человек рассержен, то через некоторое время сердиться будут все. Унылые люди заражают своим настроением остальных. Это расхолаживает, снижает мотивацию. Настроение – особое состояние, которое не проходит просто так. В зависимости от ­психофизиологических особенностей оно может держаться довольно долго.

Таким образом, чтобы эмоциональный климат в коллективе был рабочим, нужно периодически оказывать психологическую помощь отдельным сотрудникам. Но важно это делать грамотно, поскольку ­неправильный подход может привести к плачевным результатам.

Как не надо помогать

Желание помогать друг другу заложено в человеческой природе. Однако надо уметь это делать правильно. Посмотрим, какими бывают ошибки, когда мы пытаемся оказывать помощь. Как ни странно, но иногда нужно не бросаться спасать человека, а остановить собственный импульс и ­вести себя сдержанно.

Советование

Любой психически нормальный человек, увидевший своего страдающего собрата, будет испытывать как минимум сочувствие. А чаще всего мы сострадаем, испытываем душевную боль вместе с тем, за кем наблюдаем. Это состояние мешает сосредоточиться на работе и повсе­дневных делах, поэтому мы стараемся от него избавиться. Каждый делает это по-своему, но один из распространенных приемов – советовать. Сами по себе рекомендации выглядят настолько шаблонно, что можно ­составить список на все случаи жизни:

типовые советы

Однако советовать – не самая лучшая тактика. Рекомендации чаще позволяют успокоиться самому советчику, чтобы он мог сказать себе: «Я сделал все что мог, теперь можно с чистой совестью забыть о ближнем». ­Однако самому ближнему лучше не становится по следующим причинам.

Во-первых, рекомендовать нужно, оставаясь беспристрастным. Чаще бывает так, что советчик измеряет горе по себе и приписывает свои ­ожидания и опасения ближнему.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.