Top.Mail.Ru

Было ЗАО, стало ООО: особенности учета

Гражданский кодекс РФ обязал закрытые акционерные общества, при первом изменении учредительных документов, преобразовать в одну из предусмотренных организационно-правовых форм. Чаще всего ЗАО выбирают ООО. Казалось бы, в жизни компании ничего не изменилось: те же сотрудники, тот же вид деятельности, то же руководство. Тем не менее реорганизация в форме преобразования влечет за собой изменения как для бухгалтерского учета, так и для налогообложения. Рассмотрим последствия для учета у компании-правопреемника и ­правопредшественника.

С осени прошлого года было отменено деление акционерных обществ на закрытые и открытые. Тогда же появилась обязанность АО, которые ранее вели реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра регистратору. За невыполнение данного требования была введена ответственность (ст. 15.22 КоАП РФ). Поэтому неудивительно, что многие ЗАО были преобразованы в общества с ограниченной ответственностью. Казалось бы, при реорганизации в такой форме никаких серьезных изменений не происходит: та же компания, тот же персонал, те же контрагенты. Однако нельзя забывать, что формально в результате преобразования создается новое юридическое лицо. И вот в этом случае многие бухгалтеры делают ошибки. В статье проанализированы последствия такого преобразования для бухгалтерского и налогового учета, а также рассмотрены особенности формирования бухгалтерской ­отчетности нового юридического лица.

ЗАО вне закона

2014 год стал годом серьезных законодательных новшеств для акционерных обществ. C 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в гл. 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)1. С этого момента юридические лица должны создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены указанной главой ГК РФ. В частности, с этой даты отменено деление акционерных обществ на закрытые и открытые. Теперь акционерные общества могут быть только публичными и непубличными (ст. 97 ГК РФ).

В связи с этим организации, зарегистрированные в форме ЗАО, обязаны привести учредительные документы в соответствие с новой редакцией гл. 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов (ч. 7 ст. 3 Закона № 99 ФЗ).

Причем законом не установлен предельный срок приведения учредительных документов в соответствие новой редакции гл. 4 ГК РФ, административная ответственность за несоблюдение данных требований пока также не введена. Поэтому до внесения в законодательство соответствующих изменений, устанавливающих ответственность за несоблюдение положений гл. 4 ГК РФ, ЗАО вправе оставаться ЗАО. Однако многие ЗАО после вступления в силу Закона № 99-ФЗ были преобразованы в ООО.

Были внесены изменения и в норму, касающуюся правопреемства при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой формы. Ранее в п. 5 ст. 58 ГК РФ указывалось, что права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят в соответствии с передаточным актом. Согласно новой редакции при преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), ­изменение которых вызвано реорганизацией.

Тем не менее реорганизация в форме преобразования влечет за собой изменения как для бухгалтерского учета, так и для налогообложения. В первую очередь рассмотрим последствия для бухгалтерского учета компании-правопреемника и компании-правопредшественника.

Бухгалтерская отчетность

Казалось бы, в жизни компании ничего не изменилось: те же сотрудники, тот же вид деятельности, то же руководство. Всего лишь ЗАО стало именоваться ООО. Именно такие мысли часто приходят в голову бухгалтерам реорганизованных компаний. Между тем нормами законодательства о бухгалтерском учете предусмотрен особый порядок формирования отчетности компании, созданной в результате реорганизации (ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402 ФЗ).

При этом среди сложных вопросов, возникающих у бухгалтеров ­преобразованных компаний, можно выделить следующие:

  1. как определить первый отчетный период для формирования бухгалтерской отчетности?

    Необходимо учесть, что для юридического лица, возникшего в результате реорганизации, первый отчетный год – это период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно (ч. 5 ст. 16 Закона № 402-ФЗ). ­Исключение составляют организации государственного сектора.

Пример 1

Компания, возникшая в результате преобразования, была зарегистрирована 28.02.2016. Первым отчетным годом для нее является период с 28.02.2016 по 31.12.2016.

В то же время, если реорганизованное юридическое лицо было зарегистрировано после 30 сентября, применяются общие нормы: первым отчетным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной ­регистрации, включительно (ч. 3 ст. 15 Закона № 402 ФЗ).

Пример 2

Компания, возникшая в результате преобразования, была зарегистрирована 01.12.2015. Первым отчетным годом для нее является период с 01.12.2015 по 31.12.2016;

class=''

  • сколько комплектов бухгалтерской отчетности необходимо подготовить в процессе преобразования?

    Помимо бухгалтерской отчетности за первый отчетный год компания-правопреемник должна составить первую...

  • Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

    Купить эту статью
    за 500 руб.
    Подписаться на
    журнал сейчас
    Получать бесплатные
    статьи на e-mail

    Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
    Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

    • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
    • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

    А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

    Рекомендовано для вас

    Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

    На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

    Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

    Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

    Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

    Переплата по налогу: как вернуть?

    Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

    Справка о зарплате для центра занятости

    Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

    Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

    На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

    Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

    Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

    Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

    Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.