Top.Mail.Ru

Суд о налоге на прибыль: инструкция для фискалов

Во второй части статьи, посвященной Обзору судебных актов, вынесенных Верховным Судом РФ по вопросам налогообложения за период 2014 года и первого полугодия 2015 года, проанализируем мнение суда об экономии на налоге на прибыль. Включенные в эту часть обзора определения ВС РФ более консервативны и ­практически всегда поддерживают позицию налоговых органов.

Поскольку позиция Верховного Суда РФ имеет приоритет над разъяснениями фискалов по вопросам применения налогового законодательства, ФНС России периодически направляет территориальным инспекциям для ознакомления обзоры судебной практики. В письме от 17.07.2015 №СА-4-7/12693@ представлен Обзор судебных актов, вынесенных Верховным Судом РФ по вопросам налогообложения за период 2014 года и первого полугодия 2015 (далее – Обзор), который затрагивает и споры по налогу на прибыль организаций. Рассмотрим ­выводы по наиболее интересным из них, чтобы можно было учитывать их в работе.

Необоснованная налоговая выгода приведет к доначислению налога

Несмотря на то что использование посредников при осуществлении хозяйственных операций само по себе не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, оно всегда вызывает пристальное внимание проверяющих (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 53). Но это и неудивительно, ведь в совокупности и взаимосвязи с другими обстоятельствами наличие посредников может свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Например, если организация-посредник была создана накануне совершения операции, участники сделки взаимозависимы, а хозяйственные операции носили разовый или неритмичный ­характер и пр. (см. п. 5 и 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 53).

В Обзоре рассмотрен как раз такой случай, когда товар приобретен через нескольких поставщиков (определение Верховного Суда РФ от 19.09.2014 № 305-КГ14-1976). Суд установил нереальность спорных хозяйственных операций между организацией и его контрагентами. Поставщики финансово-хозяйственной деятельности не вели, по месту регистрации не располагались, в налоговой отчетности были отражены сведения, которые не соответствовали заявленным операциям; необходимыми ресурсами для ведения предпринимательской деятельности они не обладали. Кроме того, учредитель одной фирмы-посредника в России на момент событий не проживал. А учредитель второй организации признался, что фактически был подконтролен налогоплательщику. Были в деле доказаны и иные подозрительные факты.

Проанализировав все обстоятельства,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?