Многие коммерсанты, занимаются розничной продажей в магазине, уплачивая при этом ЕНВД. Когда бизнес расширяется и бизнесмен решает открывать второй магазин, возникает вопрос, как в этом случае организовать учет? Нужно ли его вести по каждому магазину в отдельности, или возможно объединение? Как отражать их в декларации по ЕНВД: на одном листе или разных? Дадим ответы на все эти вопросы, а также осветим и другие нюансы, касающиеся этой темы.
Открытие новой торговой точки требует тщательного планирования, и это не только финансовые затраты, данная проблема гораздо шире, чем думают предприниматели. К примеру, новый объект торговли может поставить под угрозу право применять вмененку по старому магазину. Если до этого ИП работал один, то теперь придется нанять продавца, что автоматически влечет регистрацию в фондах и сдачу новой отчетности. Придется задуматься и о разделении учета по торговым точкам. При этом месторасположение нового магазина влияет на сумму единого налога, а также объем и количество подаваемых деклараций по ЕНВД. Обо всем этом мы и поговорим.
Проверяем правомерность применения вмененки
Открыв новую торговую точку, нужно убедиться, что коммерсант вправе по ней применять ЕНВД. Чаще всего бизнесмены неправильно определяют площадь торгового зала. Так что рассмотрим этот аспект подробней.
Под вмененку подпадает розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли. При превышении данного показателя по такой торговле следует применять иной режим налогообложения (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). И здесь возникает вопрос: как определить площадь торгового зала, если оба магазина (старый и новый) находятся в одном здании?
В данном случае следует разобраться, отнесены ли магазины к одному торговому объекту или к разным. При этом ориентироваться нужно на инвентаризационные и правоустанавливающие документы.
Если магазины отнесены к одному торговому объекту, то следует учитывать общую площадь торговых залов (письмо Минфина России от 13.02.2014 № 03-11-11/5869). Порой бывает, что торговые залы, расположенные в одном здании, но на разных этажах, относятся к одному объекту организации торговли (письма Минфина России от 05.09.2014 № 03-11-09/44779 и от 21.10.2010 № 03-11-11/280).
Если согласно документам помещения, предназначенные для торговли и находящиеся в одном здании, являются разными торговыми объектами, то площадь торгового зала по каждому из них учитывается отдельно (письмо Минфина России от 19.12.2014 № 03-11-11/65811).
Необходимо учесть, что при самостоятельной перепланировке помещений без внесения соответствующих изменений в документы площадь торгового зала такого объекта определяется согласно данным, указанным в инвентаризационных и правоустанавливающих документах (письмо Минфина России от 05.09.2014 № 03-11-09/44779).
Арбитры пришли к выводу о том, что налогоплательщик осуществлял торговую деятельность в едином объекте стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 150 кв. м, формально разделенной на два магазина. Доступ с улицы в магазины обеспечивался через один вход, разделение магазинов произведено без использования стационарных перегородок; магазины сдавались под охрану как один объект; согласно трудовым договорам, заключенным с продавцами, последние выполняли трудовые функции как в том, так и в другом магазинах; в соответствии с правоустанавливающими и инвентаризационными документами торговый зал является единым помещением площадью 185,2 кв. м. Поэтому полученные доходы от указанного вида деятельности не подпадают под ЕНВД (постановление АС Волго-Вятского округа от 02.02.2015 № Ф01-6073/2014).