• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» январь 2016
  • Рубрика Налоговый учет

Налогообложение НДС процентов
по товарному и коммерческому кредиту

  • 0 комментариев
  • 9 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Не секрет, что налоговое законодательство подробно освещает далеко не все аспекты. Одним из таких спорных вопросов является проблема налогообложения процентов, получаемых и выплачиваемых по товарному или коммерческому кредиту. Автор анализирует позицию чиновников и сложившуюся арбитражную практику.


Налог на добавленную стоимость был и остается одним из наиболее «проблемных» с точки зрения налогоплательщиков. Практически ни одна из налоговых проверок в отношении организаций на общей системе налогообложения не обходится без штрафов и пени по нему. В статье осветим одну из «серых» зон, возникающих при применении данного налога, – налогообложение процентов, получаемых и выплачиваемых по товарному или коммерческому ­кредиту.

Товарный и коммерческий кредит, законные проценты

Товарный кредит – это договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (ст. 822 Гражданского кодекса РФ). Основная особенность данного договора – это возвратность. По своей правовой сути это договор займа, выдаваемый и возвращаемый в неденежной форме. Так же, как и обычный заем, такой договор подразумевает не только возвратность, но и платность. Размер платы (проценты по кредиту) определяется сторонами самостоятельно. По своей природе договор товарного кредита можно рассматривать как комплексный, поскольку регулируется не только правилами о договоре займа, но и правилами о договоре поставки в части условий о количестве, ассортименте, комплектности, ­качестве, таре и (или) упаковке предоставляемых вещей.

Отметим, что, на наш взгляд, правила о данном договоре изначально носили «нишевый» характер. Сама схема – взять товар, чтобы вернуть товар – может быть интересна только при централизованной организации производства, когда необходимо произвести переброску запасов с одного предприятия на другое. И в целом необходимость в подобном договоре возникает не часто. Для коммерческих компаний, не входящих в холдинговые образования, он может быть интересен только в единичных случаях, скорее носящих авральный, чем плановый характер. Например, закупленные материалы оказались бракованными и необходимо срочно найти им замену, а имеющее аналог предприятие хочет ­подстраховаться от возможного скачка цен в будущем.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.