• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» февраль 2016
  • Рубрика Правовое обеспечение деятельности

Как организовать охрану труда в офисе

Некоторые руководители считают, что если в их компании работают только офисные работники, то охрана труда им не нужна. Однако это ошибочное мнение. ТК РФ налагает на всех работодателей обязанность обеспечивать охрану труда. Действительно, некоторые положения и нормы ТК РФ на конкретную компанию могут и не распространяться. Не все работники подлежат медосмотрам. Не всем требуется спецодежда, выплачиваются компенсации за работы в трудных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников. Как обеспечить охрану труда, читайте в статье нашего автора.


Рассмотрим, какие мероприятия необходимо провести в компании, чтобы организовать охрану труда офисных работников, и какие документы обязательно затребует инспекция труда при проверке.

См. статьи «Обязательное обучение для руководителя компании» и «Новые штрафы за нарушение трудового законодательства»

Работа в офисе не связана с вредным производством. Нет опасных для жизни и сложных механизмов. Сотрудники не трудятся на улице под дождем и снегом. От чего же охранять труд работника? Некоторые руководители считают, что если в их компании работают только офисные работники, то охрана труда им не нужна. Но ошибаются. Ведь ТК РФ налагает на всех работодателей обязанность обеспечивать охрану труда. Конечно, некоторые нормы ТК РФ на конкретную компанию могут и не распространяться. Не все работники подлежат медосмотрам. Не всем требуется спецодежда, не каждому выплачиваются компенсации за работу в трудных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников1.

Обратите внимание, согласно отчету Ростуда из всех выявленных за 2014 год нарушений на долю нарушений по охране труда приходится 46%, то есть практически каждое второе нарушение – по охране труда. При этом с января 2015 года штрафы за нарушения в сфере охраны труда выросли в несколько раз (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Поэтому так важно ­организовать работу по охране труда правильно.

Этап 1. Определяем лицо, ответственное за охрану труда

Прежде всего, за охрану труда несет ответственность генеральный директор в силу ст. 212 ТК РФ, ведь он является уполномоченным представителем работодателя. Но непосредственно выполняет обязанности по организации охраны труда в компании, как правило, другой человек.

Читайте о требованиях к специалисту по охране труда в статье «Профстандарт "Специалист в области охраны труда": на что обратить внимание?»

Шаг 1. Определить, требуется ли вводить должность специалиста по охране труда

Согласно ст. 217 ТК РФ если численность организации превышает 50 человек, то вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек – то руководитель может заниматься этим самостоятельно либо ­привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому ­договору.

Таким образом, если в компании больше 50 человек, то необходим специалист по охране труда. Такого же мнения придерживается ­Роструд в письме от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5.

Если же согласно штатному расписанию персонала меньше, чем 50 человек, то можно ограничиться тем, что назначить кого-то из ­работников ответственным по охране труда.

Шаг 2. Разработать должностные обязанности для специалиста

Если оказалось, что в компании требуется специалист по охране труда, то следует разработать отдельную должностную инструкцию. Если в компании менее 50 человек и можно ограничиться ответственным по охране труда, стоит сформулировать должностные обязанности, которые ­необходимо включить в должностную инструкцию этого работника.

См. статью «Разрабатываем и утверждаем должностную инструкцию»

При разработке должностных обязанностей специалиста по охране труда или ответственного по охране труда можно использовать профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н (далее – профстандарт «Специалист в области охраны труда»). Приведем пример описания должностных обязанностей специалиста по охране труда (Пример 1).

Пример 1

Фрагмент должностной инструкции специалиста по охране труда

СвернутьПоказать

<. . .>

2. Должностные обязанности

Специалист:

2.1. Осуществляет мероприятия, направленные на реализацию политики Общества в сфере охраны труда.

2.2. Выявляет опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах. Проводит анализ состояния и причин производственного травматизма, профес­сиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

2.3. Разрабатывает совместно с руководителями Общества мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.4. Организует обучение по охране труда как у внешнего провайдера, так и внутреннее обучение в соответствии с действующим законодательством, в том числе составляет перечни профессий для получения удостоверений, обеспечивает ­составление протоколов и получение удостоверений.

2.5. Организует специальную оценку условий труда, в том числе подготовку ­документов, контроль работы контрагента, проверку представленных документов.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.