Top.Mail.Ru

Особенности установления режимов работы: практические советы

Ошибки при установлении режимов рабочего времени традиционно относятся к категории высокорисковых. Подобные нарушения могут привести не только к административной, но и уголовной ответственности. Чтобы предотвратить возникновение таких неблагоприятных последствий, разберем специфику описания режимов работы в ­локальных нормативных актах, их элементы, значение и ­особенности.

Режим работы в последнее время получил внимание со стороны всех – и работников, и работодателя, и законодателя. Но, тем не менее, неясностей вокруг режима работы, к сожалению, еще очень много. Давайте разберемся, на что кадровику обратить внимание в первую очередь.

С учетом требований ст. 100 ТК РФ при установлении работникам конкретного режима необходимо конкретизировать все его элементы. Более того, следует обращать внимание на особенности режима рабочего времени отдельных категорий работников (например, транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, режим для которых определяется в порядке, устанавливаемом ­Правительством Российской Федерации, и др.)

Составными элементами любого режима являются:

  • его название;
  • определение рабочих и выходных дней;
  • определение начала и окончания рабочего времени;
  • норма рабочего времени;
  • перерывы для отдыха и питания.

Рассмотрим все элементы более подробно.

Название режима

В настоящее время в ТК РФ установлены следующие виды режимов:

  • нормированный рабочий день (законодательно напрямую не прописан);
  • ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ);
  • работа в режиме гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ);
  • сменная работа (ст. 103 ТК РФ);
  • суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ);
  • разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ).

В зависимости от того, какое название режима вы пропишете при его описании, такие требования законодательства и будут распространяться на него в дальнейшем.

Пример 1

В магазине режим труда продавцов торгового зала установлен следующий: 12-часовой рабочий день с 09.00 до 21.00 с графиком работы «два дня рабочих – два дня выходных». Если такой режим работы назвать сменным режимом работы (как многие на практике и делают), на него будут распространяться требования ст. 103 ТК РФ, например в части необходимости делать график сменности и доводить до сведения работников не позднее чем за один месяц. А назовите вы этот режим работы: «нормированный рабочий день с графиком работы два дня рабочих – два дня выходных». И никаких графиков сменности требовать с вас никто не будет.

Определение рабочих и выходных дней

При прописании режима работы необходимо конкретизировать, какие дни являются рабочими, а какие выходными. В случае невозможности конкретизации следует указать порядок чередования рабочих и выходных дней. Например, «сутки рабочие – трое суток выходные», либо предоставление выходных дней по скользящему графику с прописанием логики их предоставления, либо ссылка на график, который будет делать ­работодатель, например график сменности при сменном режиме работы.

Пример 2

Если режим работы прописан как «пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями», то непонятно, какие дни являются выходными, а какие рабочими. Поскольку ни рабочие, ни выходные дни не конкретизированы. При указании режима «пятидневная рабочая неделя с понедельника по пятницу с двумя выходными днями – суббота и воскресенье» появляется конкретика и понимание, какие дни ­являются рабочими, а какие – выходными.

Правильное указание рабочих и выходных дней необходимо для понимания того, в какие дни работодатель обязан обеспечить сотрудников работой, а в какие – для привлечения к работе необходимо будет соблюсти порядок, установленный ст. 113 ТК РФ: с письменного согласия работника, со специальным кодированием в табеле учета рабочего времени – «РП», с оплатой не менее чем в двойном размере согласно ст. 153 ТК РФ.

Определение начала и окончания рабочего времени

При установлении режима необходимо определить начало и окончание рабочего времени. Они будут определять факт выполнения работы в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также ее превышение.

От периода определения рабочего времени, его начала и окончания зависит очень много. Посмотрим на примерах, как можно это зафиксировать:

1 вариант. Начало и окончание могут быть четко фиксированными.

Пример 3

При нормальной продолжительности рабочего времени: с 9.00 до 18.00; с 08.00 до 17.00.

При работе по графику: с 8.00 до 8.00; с 9.00 до 21.00 и т.д.

2 вариант. Начало и окончание могут быть диапазонными, с установлением конкретного временного промежутка (диапазона), ­определяющего начало и окончание рабочего времени:

Пример 4

Примеры формулировок:

«Начало рабочего времени с 8.00 до 10.00 и окончание с 17.00 до 19.00».

«Начало рабочего времени с 9.00 до 10.00 и окончание с 18.00 до 19.00» и т.д.

3 вариант. Начало и окончание могут быть в принципе не зафиксированы, такой порядок называется гибким.

Пример 5

Примеры формулировок:

«Начало и окончание рабочего дня определяется работодателем и доводится до сведения работника (как, за какой период времени)».

«Начало и окончание рабочего дня определяется работником самостоятельно, ­исходя из необходимости выполнения установленного ежедневного объема работы».

Норма

Понятие «нормы» рабочего времени при прописании режима работы определяют две составляющие:

  • нормальная продолжительность;
  • единица нормы.

Нормальная продолжительность часов работы – это то количество часов, которое сотрудник должен отработать за определенную единицу времени. То есть понятие нормальная продолжительность тесно связана с единицей нормы. Мы говорим: сколько часов, за какой период?

Все что «сверх» или «за пределами» данной нормы – является ее превышением и будет трактовано как сверхурочная работа по ст. 99 ТК РФ.

Единицей нормы может быть день, неделя, месяц, квартал, полугодие, год и пр.

Пример 6

При определении режима может быть указано: «работнику устанавливается нормированный рабочий день продолжительностью 8 часов» или «работнику ­устанавливается нормированная рабочая неделя продолжительностью 40 часов».

Перерывы для отдыха и питания

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время, как правило, не включается. Хотя на практике встречаются случаи, когда такие перерывы ­включаются в рабочее время.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. То есть, прописывая режим работы, в частности специфику предоставления перерывов для отдыха и питания, необходимо указать следующие элементы:

  1. сколько перерывов предоставляется в течение рабочего дня (это зависит от продолжительности рабочего времени);
  2. какую продолжительность имеет каждый такой перерыв в указанном в законодательстве диапазоне от 30 минут до 2 часов;
  3. как предоставляются эти перерывы, в какое время;
  4. будут ли эти перерывы исключаться из рабочего времени или нет. ­Исходя из этого будет определяться и порядок их оплаты.

Итак, мы разобрали специфику описания режимов работы, их элементы, значение и особенности. Ваша задача – проверить насколько те режимы, которые сейчас прописаны у вас в организации, соответствуют всем установленным требованиям законодательства.

Обратите внимание, что ошибки при установлении режимов относятся к категории высокорисковых для компании и ее должностных лиц, так как в случаях проведения инспекционных проверок они приводят не только к наложению административных санкций, но очень часто к работодателю предъявляют требования произвести дополнительные выплаты работникам, например, если инспектор сочтет, что сотрудники работали фактически в ином режиме, чем прописано в локальных нормативных актах.

Более того, подобные нарушения могут привести и к привлечению к уголовной ответственности. Например, при несчастном случае на производстве, если причиной будет названо нарушение норм охраны труда, либо за подлог документов в том случае, когда прописанный в документах режим не совпадает с тем, как сотрудники фактически работают и как их часы работы отражены в табеле учета рабочего времени.

Жаль, что многие работодатели сталкиваются с осознанием этой проблемы уже по факту предъявления им претензий со стороны инспекционных органов. Поэтому ваша задача – предотвратить возникновение таких рисков.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Изменения в охране труда-2024, которые повлияют на работодателя

Текущий, 2024 год, снова станет годом изменений в области охраны труда. Запланировано множество поправок в законодательство, затрагивающих стандарты охраны труда, процедуры оказания первой помощи, требования к пожарной и промышленной безопасности, а также проведение медосмотров и проверок ГИТ. Обсуждаемые в Правительстве РФ новеллы касаются и системы учета несчастных случаев на производстве, и специальной оценки условий труда. В статье рассматриваем в деталях, на какие планируемые и уже принятые изменения работодателям стоит обратить внимание и как правильно к ним подготовиться.

Работник желает пройти диспансеризацию: действия работодателя

С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию. Как именно она проводится. Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра. Какие работники обязаны проходить диспансеризацию. Может ли работодатель отказать сотруднику в выборе конкретного дня диспансеризации и предложить новую дату. Какие документы работодателю следует получить от сотрудника и затем оформить. Какие формулировки стоит заранее включить в локальный нормативный акт, чтобы защитить интересы работодателя при предоставлении им гарантий сотрудникам, желающим пройти диспансеризацию в рабочее время. Как быть, если работника отпустили на диспансеризацию, а в поликлинике ему отказали, в том числе должен ли сотрудник вернуться в указанный день на работу и как его в таком случае оплачивать. Что делать, если сотрудник не успел пройти диспансеризацию за один день. Приводим образцы всех необходимых документов.

Коллективные средства защиты

Когда, говоря об охране труда, затрагивают тему средств защиты, большинству на ум приходят костюмы, ботинки, каски, перчатки. Немногие помнят, что средства защиты делятся на индивидуальные и коллективные. В статье говорим о средствах коллективной защиты: что они собой представляют, какие требования к ним установлены, кому предписана обязанность ввода в эксплуатацию средств коллективной защиты. Приводим удобную таблицу-шпаргалку по таким средствам, которую можно использовать на практике.

Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия

Трудовое законодательство допускает увольнение сотрудников, к которым работодатель утратил доверие из-за виновных поступков, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Мы выделили три ошибки, которые работодатели (а точнее, кадровики, оформляющие прекращение трудового договора) чаще всего совершают и тем самым «обнуляют» законность увольнения. Это применение основания по утрате доверия не к той категории работников, к которой оно относится; отсутствие доказательств совершения работником действий, подрывающих доверие, или если такие доказательства оказываются с пороком и не соответствуют требованиям законодательства; ссылка в документах на действия работника, которые в силу закона и сложившейся практики его применения не могут свидетельствовать о подрыве доверия к сотруднику в финансово-материальном плане.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.