Top.Mail.Ru

Юридическая сила электронной переписки

Утверждение о том, что сегодня многие вопросы в гражданских отношениях решаются с помощью электронной переписки, едва ли будет преувеличением. Однако при возникновении спора между контрагентами доказать наличие «электронных» договоренностей бывает крайне сложно. Тем не менее в некоторых ситуациях суды признают переписку по электронным каналам вполне легитимной, и она ­становится решающим аргументом. Обратим внимание на подобные случаи.

Представить современного человека, который не прибегает к электронным средствам общения, довольно сложно. Удаленно переписываться друг с другом можно, например, по электронной почте или с помощью специальных программ, наподобие ICQ. Но имеет ли такая электронная переписка ­юридическую силу? Давайте разбираться.

Это может показаться странным, но в наш век высоких технологий законодательство практически не регламентирует вопросы использования электронных средств коммуникации при заключении и исполнении договоров. Разумеется, практика не может ждать, пока законодатель наконец-то установит внятные «правила игры», и вырабатывает свои подходы. Причем складываются они, как правило, в ходе судебных разбирательств. Поэтому для ответа на вопросы, касающиеся использования ­электронных средств общения, без анализа судебной практики ­никак не обойтись.

Но судебная система России довольно консервативна и новые веяния в деловом обороте воспринимает, что называется, «со скрипом». Это утверждение в полной мере актуально и для деловой переписки по электронным каналам. Прошло некоторое время, прежде чем суды стали принимать электронные сообщения в качестве доказательств. Если представить такое в прошлом веке было практически невозможно, то сегодня суды охотно рассматривают электронную переписку наряду с письменными доказательствами. Оно и понятно, ведь перечень доказательств, которые принимаются судами, является открытым (ч. 2 ст. 64 АПК РФ). Более того, в ГК РФ прямо предусмотрена возможность заключить договор посредством электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от ­контрагента (п. 2 ст. 434).

Однако это вовсе не означает, что любая электронная переписка будет служить «железным» аргументом в суде. Должны быть соблюдены еще и определенные требования, выработанные сложившейся практикой и вытекающие из законодательства.

Суть проблемы

Для начала все же обратимся к немногочисленным положениям законодательства. В п. 2 ст. 434 ГК РФ говорится, что договор в письменной форме может быть заключен двумя способами:

  • составлением одного документа, подписанного сторонами;
  • обменом документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Именно этот второй способ мы и будем рассматривать в рамках ­данной статьи.

Как видно из приведенной нормы, главное условие, при котором переговоры с помощью электронных сообщений будут легитимными, – возможность установить, что на том конце провода именно представитель контрагента, а не посторонний человек. А с этим, как показывает ­практика, возникают большие трудности.

К сведению

О том, что следует понимать под электронным сообщением, сказано в п. 10 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ). Это информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети. Как видно, электронными можно считать сообщения, переданные, в частности, по e-mail, ICQ, SMS и даже через социальные сети. Кроме этого, согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ, электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Для чего нужен бренд работодателя и как его развить в кризис

Период кризиса – это одно из лучших времен для решения задачи по развитию и продвижению бренда работодателя. Дело в том, что сама ситуация требует от ИП новых подходов к работе: нужны люди, обладающие ключевыми компетенциями и способные работать эффективно в сложных условиях, и не просто эффективно, а лучше, иначе, быстрее. Только это помогает удержаться на волнах бизнеса. Таких людей нужно привлекать, и зачастую не с открытого рынка, а путем переманивания от конкурентов. Собственных же сотрудников, которые гибки и обладают потенциалом, следует удерживать в компании. И не просто удерживать, а создавать условия для их стабильной работы. Вера сотрудников в свою компанию вдвойне важна в период, когда на рынке непростая ситуация. Посмотрим, что такое сильный бренд работодателя, зачем он нужен и как его построить.

Риски использования денежных переводов

В современном мире перевести деньги из одной точки земного шара в другую за несколько минут не составляет большого труда. Для этого достаточно воспользоваться одной из существующих систем денежных переводов. Но использование таких систем может таить в себе серьезные риски. Известны случаи, когда перевод получал совсем не тот человек, которому он предназначался. Выясним, что нужно учесть, чтобы не попасть в подобную ситуацию.

Как воруют в торговле: мошеннические схемы работников

Сотрудники ИП, работа которых непосредственно не связана с материальными ценностями, даже и не подозревают, какие возможности обогащения есть у тех, кто работает с товаром. И дело не только в том, что внутренние мошеннические схемы уменьшают уровень благосостояния бизнесмена, но и в том, что такие параллельные бизнес-процессы снижают эффективность, а иногда сводят на нет работу других подразделений – маркетинга, рекламы, финансов. Любой коммерсант должен знать, какие типовые схемы используются работниками торговли для своего личного обогащения.

Как преодолеть секретарский барьер?

Чаще всего для заключения каких-либо договоров с контрагентом предприниматель должен попасть на прием к руководителю компании, начальнику отдела закупок или к другому лицу, у которого есть соответствующие полномочия. «Отфильтровывает» посетителей и составляет график встреч, как правило, секретарь. ­Поговорим о том, как преодолеть эту преграду.

Покупки через Интернет: как сэкономить и избежать подвохов

Окончание статьи, начатой в прошлом номере журнала, о том, как не напороться на «подводные камни», покупая товары через Интернет. В этой части автор анализирует, как правильно принять покупку, как и какие товары, купленные через Интернет, можно вернуть, что делать, если товар не работает, и другие проблемы, связанные с покупками в интернет-магазинах.

Особенности национальных традиций китайских партнеров

Наверное, каждый из нас уже заметил, что с каждым годом китайцев, которые создают и развивают свой бизнес в нашей стране, становится все больше. Расскажем об их традициях и национальных интересах, чтобы, если в числе контрагентов бизнесмена будут китайские партнеры, ему было проще найти с ними общий язык и построить добрые партнерские отношения.

Как защититься от валютных рисков в договорных отношениях

В последнее время в связи с нестабильной экономической ситуацией курс валютной пары «доллар – евро» многократно повышался по отношению к российскому рублю, что создавало определенную панику на рынках. Как защитить себя от ­валютных рисков в договорных отношениях, расскажет наша статья.

Налоговые вычеты за обучение детей в спортивных школах, секциях и на курсах

Автор анализирует правовой статус кружков, детских и юношеских спортивных школ и курсов, рассматривает нюансы, которые позволяют получить социальный налоговый вычет, порядок получения вычета. В статье приводятся примеры и судебная практика.