• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» май 2016
  • Рубрика Актуальное интервью

Валентина Митрофанова: «Рекомендую работодателям в первую очередь оценить, есть ли у работника необходимые знания и умения для выполнения конкретной трудовой функции»

  • 0 комментариев
  • 2309 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
С самого начала разработки и внедрения профессиональных стандартов в экспертном сообществе шла оживленная дискуссия. Многие говорили (и продолжают на этом настаивать), что профстандарты не обязательны для коммерческих организаций. Другие сетовали на неготовность системы образования к глобальным изменениям. Наболевшие вопросы журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» решил обсудить с заместителем председателя и руководителем рабочей группы по профессиональным стандартам Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, учредителем и директором IPK Group, экспертом по вопросам трудового законодательства и ­реализации управленческих решений Валентиной Митрофановой.


Всегда два месяца осталось до вступления в силу раздела IX ТК РФ в новой редакции, который регламентирует применение профессиональных стандартов в нашей стране. О том, с какими проблемами сталкиваются эксперты и еще столкнутся работодатели, мы побеседовали с заместителем председателя и руководителем рабочей группы по профессиональным стандартам Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, учредителем и директором IPK Group, экспертом по вопросам трудового законодательства и реализации управленческих решений Валентиной Митрофановой1.


См. статьи Валентины Митрофановой «Профессиональные стандарты: прием на работу, перевод, аттестация и оплата» и «Профессиональные стандарты: дисциплина труда, прекращение трудового договора, ответственность»

– С самого начала разработки и внедрения профессиональных стандартов в экспертном сообществе шла оживленная дискуссия. Многие говорили (и продолжают на этом настаивать), что профстандарты не обязательны для коммерческих организаций. Масла в огонь подлил и проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Особенностей применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или ­муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»2. Валентина, расскажите, пожалуйста, подробнее, что это за проект и как он повлияет на новые требования?

– Этот проект повлияет на порядок применения профессиональных стандартов в указанных в проекте компаниях: государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждениях, государственных или муниципальных унитарных предприятиях, а также государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в ­государственной собственности или муниципальной собственности.

Но при этом после выхода данного постановления рекомендую ознакомиться с ним и коммерческим организациям. Почему? Потому что само название постановления будет содержать термин «особенности». Когда выходят нормативные акты, определяющие особенности применения норм права для отдельных субъектов, то для всех остальных субъектов будет применяться иной (общий порядок). Поэтому то, что в постановлении может быть указано для данных компаний, не будет распространяться на коммерческие компании. Именно поэтому коммерческим компаниям тоже рекомендуется ознакомиться с данным постановлением, когда оно будет принято, хотя бы информационно.

На сегодня говорить о том, что будет прописано в итоговом варианте этого постановления пока рано, так как 4 или 5 предыдущих версий были отклонены. 11 марта на расширенном заседании в Минтруде России рассматривалась последняя из предложенных версий постановления. Ее рабочая группа по профессиональным стандартам Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям не приняла из-за того, что было очень много замечаний к проекту со стороны Советов по профессиональным квалификациям. Хотя в предложенном тексте проекта постановления всего две страницы и восемь пунктов, ­замечания и корректировки были практически к каждому пункту проекта.

Поэтому сказать сейчас, что принесет рассматриваемое постановление Правительства России после его принятия, пока невозможно; на сегодня нет итоговой версии, которая бы прошла экспертизу и была ­рекомендована к утверждению.

– С чем связаны многочисленные версии проекта постановления? Почему его принятие так «застопорилось»? Можно ли сказать, что его инициаторы пошли на попятную? Почему вообще изначально появился этот проект? Ведь планируется, что профстандарты будут ­обязательными для всех, и вдруг появляется этот проект.

– Опять же невозможно пока говорить о том, пошли на попятную авторы или нет, пока мы не увидим итоговый проект постановления. Насколько мне видится, цель этого постановления – это прописать именно особенности обязательности применения профессиональных стандартов для указанных компаний. Это, в принципе, следует и из названия самого проекта, и из текста статьи 4 Федерального закона от 02.05.2015 № ­122-ФЗ3. Поэтому для меня тоже было удивительным, что вместо того чтобы прописать особенности обязательности применения, по факту в проекте описываются особенности «необязательности» применения.

Насколько можно сделать вывод из обращений Президента России, в части применения профессиональных стандартов видится, что логика заключалась в том, что для коммерческих организаций будет установлен общий порядок применения стандартов, который будет дисциплинировать коммерческие компании и обязывать применять стандарты, во-первых, в части названий должностей и профессий (и то только в тех случаях, которые регламентированы статьей 57 Трудового кодекса РФ), во-вторых, в части квалификационных требований на основании новой статьи 195.3 Трудового кодекса РФ после ее введения с 1 июля 2016 года. В остальных же частях профессиональный стандарт коммерческие организации будут применять по своему желанию (например, в части описанных функций). А для указанных в постановлении Правительства РФ компаний будет установлено больше обязанностей в части ­обязательности применения профессиональных стандартов.

Но сейчас в проекте рассматриваемого постановления действительно данная логика отсутствует. Поэтому какая версия и в каком тексте будет принята – покажет лишь время. А нам остается подождать.

– Валентина, поясните, пожалуйста, что будет означать внедрение независимой оценки квалификации? Что это вообще такое?

– Вот здесь ничего неожиданного нет, о принятии этого закона речь идет уже очень давно, практически с 2013 года. Так как одна из целей профессиональных стандартов – это создание в стране возможности работнику подтвердить свою квалификацию в организациях, которые ­будут независимы от образования, то именно ее и планируется достичь при принятии этого закона4.

Общая логика законопроекта заключается в том, что порядок прохождения подобной независимой оценки будет добровольным для каждой стороны трудовых отношений: и для работника, и для работодателя. Даже если работодатель захочет работника отправить для прохождения такой оценки, работник должен будет дать свое согласие на это.

Где будет проводиться такая оценка? В компаниях, которые были на это аккредитованы, при этом они не должны заниматься образовательными услугами – это принципиальная позиция, в этом и заключается смысл слова «независимость».

Порядок прохождения оценки квалификации, требования к центрам оценки будут определяться конкретным Советом по профессиональным квалификациям, в ведении которого находятся определенные профессиональные стандарты и квалификации. Поэтому порядок прохождения самой процедуры оценки для работника не будет ставиться в ­зависимость от того, в какой центр оценки он обратился: он будет един.

– Какие преимущества даст независимая оценка квалификации?

– Для работника – это возможность подтвердить свою квалификацию, что потенциально может помочь ему при трудоустройстве, возможность определить тарифный разряд именно в независимом центре оценки, а не в конкретной организации, возможность проверить достаточность своих знаний и умений и, пожалуй, получить рекомендации к их совершенствованию.

Для работодателя преимущества аналогичные – ему не надо будет при приеме на работу самостоятельно определять то, какому тарифному разряду соответствуют знания и умения соискателя, он сможет уже заранее понимать профессиональный уровень соискателя или проверить своих ­работников без запуска своей аттестационной или квалификационной комиссии.

Если в целом, то с работодателя при использовании данной системы может быть снято бремя выращивания или привлечения своих экспертов, разработки внутренних систем оценки, а с работника – снят риск предвзятого отношения работодателя или некачественно разработанной системы оценки.

– Многие заявляют, что из-за принятия соответствующих поправок (о независимой оценке квалификации) будет нивелировано значение профстандартов. То есть человек придет, заплатит за подтверждение своей квалификации, не обладая соответствующим ­образованием, и будет подходить под требования стандарта. На Ваш взгляд, так ли это?

– Это тоже, к сожалению, покажет лишь время. Конечно, такие опасения у бизнеса есть – мне тоже очень многие работодатели говорят о том, что на объективность они не очень надеются, исходя из платности самой процедуры. Но поскольку аккредитованный центр оценки не будет разрабатывать систему оценки, а будет получать ее от Совета по профессиональным квалификациям в определенной отрасли и будет находиться под контролем этого Совета, мне кажется, система должна работать объективно. Во-первых, компании, которые получат аккредитацию как центры оценки квалификации (ЦОК), будут заинтересованы в том, чтобы эту аккредитацию не потерять. Во-вторых, контроль будет осуществлять именно Совет по профессиональным квалификациям в определенной отрасли, которому такая «антирепутация» тоже ни к чему.

Сейчас систему независимой оценки квалификации уже внедряет Совет по профессиональным квалификациям в области сварки, и они выстроили ее очень жестко. Только после проверки всех поданных документов по результатам оценки конкретного соискателя Совет по сварке дает разрешение на выдачу документа, подтверждающего квалификацию. То есть в системе этого Совета сам Центр оценки квалификации не выдает такие ­свидетельства, их фактически выдает Совет по ­профессиональным ­квалификациям.

– Я общалась с некоторыми экспертами, которые говорят, что система образования не готова к масштабным изменениям в отрасли в связи с введением профстандартов. А ведь их применение станет обязательным совсем скоро. Получается, требования стандартов есть, а программ образования нет. В пример можно привести наш профессиональный стандарт «специалист по управлению персоналом»5. Требования к образованию специалиста по кадровому делопроизводству – среднее профессиональное образование. Но такой программы образования в настоящее время нет. То есть сначала надо разработать образовательную программу под стандарты и только потом на ее основе можно готовить специалистов. А это займет не один год. Значит, невозможно исполнять требования стандартов сразу сейчас. Какие ­рекомендации Вы можете дать работодателям в связи с этим?

См. статью «Профстандарт “Специалист в области охраны труда”: на что обратить внимание?»

– То, что система образования не готова к таким глобальным изменениям, говорят очень многие, в том числе представители самих образовательных организаций. Тем не менее, так как это входит в одну из государственных задач, она, конечно, будет реализовываться. Сейчас много обсуждений именно по этому вопросу проводят все заинтересованные органы и организации, разрабатывая механизмы внедрения стандартов в систему образования и корректировку федеральных государственных образовательных стандартов.

По нашему стандарту с замечанием согласна полностью, поэтому сейчас то, что написано в требованиях к образованию и обучению таких сотрудников, работодателям надо понимать просто как наличие у работника обязательно любого среднего профессионального образования. А решение о том, соответствует ли квалификация работника требованиям стандарта, в любом случае должно проверяться на основании того, владеет ли работник необходимым уровнем знаний и умений, ­прописанных в профессиональном стандарте.

Поэтому я рекомендую работодателю именно на это в первую очередь обращать внимание: есть ли у работника необходимые знания и умения для выполнения конкретной трудовой функции. И если сейчас работодатель такую проверку может провести только сам внутри своей компании, то через какое-то время на помощь ему придут независимые центры оценки квалификации, которые помогут профессионально оценить ­квалификацию работника.

Беседовала Наталья Свистунова,
главный редактор журнала
«Кадровая служба и управление персоналом предприятия»


Сноски

СвернутьПоказать
  1. Обратите внимание: во время беседы Валентина особо подчеркнула, что ее позиция экспертная и не является позицией Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. – Примеч. ред. Вернуться назад

  2. С текстом проекта можно ознакомится на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects#npa=38639). – Примеч. ред. Вернуться назад

  3. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» вступает в силу с 01.07.2016. – Примеч. ред. Вернуться назад

  4. Законопроект № 1029618-6 «О независимой оценке квалификации» (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=1029618-6&02). – Примеч. ред. Вернуться назад

  5. Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» утвержден приказом Минтруда России от 06.10.2015 № 691н. – Примеч. ред. Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Тематика:

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.