• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» май 2016
  • Рубрика Психология управления

Анализируем психологию общения сотрудников в интернете

В последние годы анализ переписки и используемых аватаров в сети – это одно из новых и весьма перспективных направлений, которое позволяет отслеживать психологическое состояние сотрудников. Учитывая, что главным направлением деятельности кадровых служб считается формирование трудовых ресурсов: планирование потребности в них и организация практических мероприятий по набору кадров, разрешение конфликтов, реализация социальной политики компании, очевидно, что правильное составление психологического портрета может помочь при принятии кадровых решений. А раннее выявление лиц, находящихся в стрессовом состоянии, дает необходимый материал для принятия решений, направленных на обеспечение безопасности организации.


См. более свежую публикацию по этой теме – «Как уволить за совершение аморального проступка»

Для любой компании большое значение имеет обеспечение корпоративной безопасности. Одним из ее компонентов является анализ состояния личности сотрудников. Не секрет, что все значимые поступки нашей жизни влияют на поведение и психологическое состояние, которое можно выявить по разным признакам. Однако при этом работодателю крайне важно соблюдать права человека, в том числе неприкосновенность личной жизни сотрудника. Ведь совместить анализ динамики личностных изменений работника с невмешательством в его личную жизнь крайне тяжело. Именно здесь на помощь кадровикам может прий­ти анализ открытой переписки сотрудника в интернете. Общение персонала в открытом информационном поле не связано с конфиденциальностью информации, так как предполагает наличие общественного доступа к ней. Кроме того, в область ­анализа может быть включена и служебная электронная переписка.

Очевидно, что информации в интернете для составления психологических портретов сотрудников крайне мало, что снижает их достоверность. Из области исследования из-за особенностей общения в интернете исключается видеоинформация, аудиоинформация (особенности речи и построения фраз в устной речи), а также информация об особенностях рукописного письма. Остается лишь информация, связанная с построением фраз, особенностями расположения печатных строк, подбора букв и символов, а также информация, связанная с подбором аватаров1.

Несмотря на скудость информации мы можем:

  1. составить общий психологический портрет сотрудника, что даст возможность выделить в его характере главенствующие радикалы, которые формируют наше поведение во всех ситуациях, так как увязываются с биологией нервной системы. Составив даже примерный психологический портрет, работодатель сможет контролировать конфликтность ситуации в коллективе и оптимизировать как адаптацию сотрудников на новом месте, так и организацию групповой работы;
  2. Подробнее про радикалы характера мы рассказывали в статье «Прогнозируем поведение сотрудников в целях оптимизации кадровой политики и обеспечения безопасности»
  3. проанализировать динамику изменения психологического состояния личности, что даст возможность выявить «слабые места» в коллективе, в том числе лиц, вероятно совершивших антикорпоративные поступки или могущих их совершить в силу нахождения в стрессовой ситуации. Если стиль общения меняется, то, возможно, это первый признак психологических проблем, который требует повышенного внимания к ­сотруднику.

Анализ разговоров в сети для определения психотипа

Для составления ориентировочного психологического портрета сотрудника по материалам его общения в открытых или корпоративных сегментах телекоммуникационных сетей, включая интернет, можно использовать материалы 2–5-дневной переписки или даже один текст, если он достаточно большой. Несмотря на то что язык общения в информационной сети краток и специфичен, любой текст имеет эмоциональную окраску, которая определяется частотой и порядком употребления тех или иных слов, знаков, символов.

Условно можно выделить два этапа анализа переписки:

  • грубая диагностика, которая сводится к общему анализу текста (ощущение от текста – эмоциональный накал, искренность, грамотность; признаки речи и т.п.);
  • точная диагностика, которая сводится к поиску признаков личности. С одной стороны, она подтвердит или опровергнет гипотезу о типе личности, выдвинутую на основании общего анализа текста, а с другой – может дать дополнительную уточняющую информацию о ­сотруднике.

При грубой диагностике в сетевых беседах сложно, но можно выявить череду поведенческих тенденций, сопряженных с отдельными ­главенствующими радикалами характера:

  1. Истероидная тенденция2 заключается, в основном, в создании и презентации широкой общественности иллюзорно благополучной модели мира, в которой центральное место занимает собственное «я» истероида. Поэтому в текстах переписки он всегда будет рассказывать о своем благополучии (купленных навороченных машинах, посещении ­закрытых премьер и т.п.), причем все это будет представлено через «я сам».
    Пример 1
    СвернутьПоказать

    Если вы увидите групповую фотографию в профиле такого работника, то истероид на ней располагается в центре. Скорее всего, на нем будут яркие украшения, крупные и броские часы.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  1 голос

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.