Top.Mail.Ru

Как снизить риски в случае отзыва у банка лицензии

По прогнозам ЦБ РФ банки продолжат лишаться лицензий в таком же темпе, как и в прошлом. А это значит, что возможны зависшие платежи и потерянные налоги. Дадим рекомендации бухгалтеру по действиям, которые необходимо осуществить, чтобы налоговая обязанность была признана исполненной, а также чтобы ­избежать споров с контрагентами.

В последнее время участились случаи отзывов лицензий у банков. Проводимая ЦБ РФ зачистка банковского сектора ставит перед компаниями вопрос защиты средств на своих счетах в банках. После отзыва лицензии деньги вернуть едва ли удастся, поскольку практически у всех закрываемых банков обнаруживают «дыры» в балансе и «рисованную» отчетность. Полностью исключить такой риск, конечно, нельзя, однако им можно научиться управлять, и мы расскажем бухгалтерам о том, как это сделать.

Извещаем контрагента о смене реквизитов

Практически во всех договорах можно встретить условие об обязанности сторон уведомлять друг друга об изменении реквизитов. Это стандартное и, на первый взгляд, не очень важное условие стороны включают в заключительные и переходные положения договора и, как правило, ­забывают о его существовании.

Однако данный пункт договора имеет очень важное практическое значение, поскольку от него напрямую зависит риск утраты денег на счете в проблемном банке, у которого может быть отозвана лицензия. В зависимости от того, был ли плательщик по договору уведомлен об изменении платежных реквизитов получателя, решается вопрос о том, можно ли считать денежное обязательство исполненным. И этот момент при должной осмотрительности можно сразу оговорить в условиях ­сделки. Проще говоря – риск можно переложить на своего ­контрагента.

Уведомление о смене реквизитов направляется по факту изменений или заблаговременно. Стороны также могут установить определенный срок и порядок уведомления. При отсутствии специального указания на этот счет уведомление должно быть направлено в разумный срок до предполагаемых изменений. Контрагент должен иметь возможность подготовиться к ним.

В договор можно включить условие о том, что платеж, произведенный стороной по имеющимися у нее реквизитам, признается надлежащим (апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23.12.2014 по делу № 11-287/2014).

За неуведомление контрагента об изменении реквизитов можно предусмотреть неустойку, а также установить право второй стороны на расторжение договора. Сформулировать условие, обязывающее уведомлять о смене реквизитов, можно, например, так:

Пример 1

Стороны обязуются заблаговременно уведомлять друг друга о смене любых своих реквизитов, указанных в настоящем договоре, включая, но не ограничиваясь: сведениями о директоре, адресе, платежных реквизитах. При отсутствии иной информации стороны руководствуются имеющимися у них реквизитами. Риск использования неактуальных реквизитов в этом случае возлагается на ту сторону договора, которая вовремя не уведомила контрагента об изменениях.

Порядок уведомления

Уведомление о смене реквизитов можно направить по почте с описью вложения, факсом и даже по электронной почте, если такая возможность была согласована в договоре или если заинтересованная сторона сможет подтвердить, что использование электронной почты для этой цели – обычная практика (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2010 по делу № А56-3323/2010).

При направлении уведомления по почте необходимо использовать все известные адреса, указанные в ЕГРЮЛ, в договоре, в переписке, на сайте контрагента и др., чтобы в случае спора обосновать принятие всех разумных мер для извещения. Новые реквизиты следует также указать и в иных документах, которыми сопровождается ­исполнение сделки ­(товарные накладные, счета и др.).

Уведомление о смене платежных реквизитов может быть выражено в выставлении счета с указанием в нем новых реквизитов для оплаты. При наличии доказательств направления счета перечисление денежных средств по старым реквизитам не может считаться надлежащим исполнением (постановление ФАС Московского округа от 22.02.2012 по делу № А40-65303/11-100-546). Однако мы рекомендуем все-таки не рисковать и направлять отдельное уведомление о новых реквизитах, чтобы специально акцентировать на них внимание плательщика. Уведомление в совокупности со всеми остальными...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Все о договоре перевозки грузов

Сложно встретить компанию, которая хотя бы раз не сталкивалась бы с договором перевозки. Проанализируем риски организации, которая пользуется услугами транспортных компаний. В частности, о том, когда и в каких размерах возникает ответственность у перевозчика, каков порядок предъявления претензии и срок исковой давности.

Существенное изменение обстоятельств: меняем или расторгаем договор

В некоторых случаях контрагенты имеют законное право расторгнуть или изменить договор. В частности, если обстоятельства сильно изменились. Однако это еще нужно доказать. Судебная практика исходит из того, что в момент заключения договора контрагенты должны были просчитать все риски, включая и возможное изменение обстоятельств. Узнаем, что подпадет под существенные изменения, а что нет.

Что бухгалтер должен знать о договоре оказания услуг

Что такое услуги? Можно ли заключать договор услуг в устной форме? Как грамотно сформулировать предмет договора услуг? На что могут повлиять сроки договора? Как прописать порядок приемки услуг, и в каких случаях разрешено в одностороннем порядке отказаться от договора? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Что делать, если клиент дает фальшивые или дефектные купюры

Если вы работаете с наличностью, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда клиент расплачивается ветхими, рваными или стираными деньгами. Бывают и экстремальные случаи, когда на кассе покупатель дает поддельные купюры. Расскажем, какой порядок действий работника компании, может ли он изъять поддельную купюру, должен ли вызвать представителей власти либо отказаться от приема старых денег.

Посреднические договоры, их применение в налоговых схемах: как избежать последствий

Посреднические договоры очень привлекательны с позиций налогообложения. А специфика договорной природы посредничества сделала возможным построение налоговых схем на их основе. Что позволяет налогоплательщику сокращать налогооблагаемую прибыль, увеличивая цены на товары (работы, услуги), вовлекая в цепочку сделок посредников или, наоборот, сократить доходы, являясь организацией-посредником? В статье рассматриваются возможные варианты схем, особенности их применения, а также дается совет о том, как избежать нареканий со стороны налоговых органов в фиктивности сделок и недобросовестности налогоплательщика.

Налогообложение операций по ДМС у работодателя

Ошибки в налогообложении и учете договоров ДМС чреваты существенными потерями для организации, а грамотный учет и использование льгот, предоставляемых законодательством, позволит извлечь определенную выгоду при заключении подобных договоров. Рассмотрим особенности налогообложения и оформления договоров ДМС, которые следует знать организации при планировании, бюджетировании и разработке программ добровольного медицинского страхования.

Все нюансы в оформлении договора подряда

Договоры строительного подряда предусматривают не только оплату услуг подрядчика, но и возмещение его затрат, осуществленных в ходе проведения строительных работ. Для заказчика, с точки зрения корректности включения в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов, важно не только оформлять договоры строительного подряда в соответствии с нормами гражданского законодательства, но и правильно принимать и документально оформлять этапы работ, а также возмещать ряд расходов, которые носят спорный характер. В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы оформления заказчиком результатов и этапов работ, осуществленных по договорам строительного подряда, а также возмещение заказчиком подрядчику расходов по таким работам и включение их в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Заключение договоров через Интернет: возможности и ограничения

Многие бухгалтеры выступают против подписания договоров в электронном виде, несмотря на то что Гражданский кодекс РФ разрешает это делать. Вместе с тем большая часть доводов компаний, которые еще не практикуют заключение договоров в электронном виде, скорее, из области опасений. Большинство договоров сегодня может быть заключено в электронном виде, и нет реальных оснований отказываться от столь простого и быстрого способа совершения сделок.