Top.Mail.Ru

Как обжаловать итоги проверки трудовой инспекции

Редкий проверяющий уходит из компании, не обнаружив никаких нарушений. И проверки трудовой инспекции не исключение. При этом организации зачастую не соглашаются с фактами и выводами, которые излагаются в документах, составляемых по итогам проверки. Узнаем, как и в какие сроки можно обжаловать результаты проверки или действия проверяющих и куда подавать жалобы и возражения.

Какие действия нужно предпринять работодателю, если он не согласен с результатами проверки или действиями инспектора по труду? В каком порядке работодатель может их обжаловать и в какие сроки? Рассмотрим довольно распространенный случай, когда инспектор труда в ходе проверки выявил нарушения и привлек работодателя и должностных лиц к административной ответственности в виде наложения административного штрафа.

Напомним, что по итогам проверки государственной инспекции труда (ГИТ) составляются документы:

  • акт проверки, в котором фиксируется предмет проверки, ее основание, сроки проведения, а также выявленные нарушения в области трудового законодательства и законодательства об охране труда;
  • предписание об устранении выявленных нарушений, в котором содержится перечень выявленных нарушений со сроками их устранения; оно составляется одновременно с актом проверки;
  • протокол об административном правонарушении оформляется, если за выявленные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ;
  • постановление о назначении административного наказания составляется вместе с протоколом об административном правонарушении с указанием административного наказания за выявленные нарушения.

К сведению

К административной ответственности может быть привлечен как работодатель – юридическое лицо, так и должностные лица работодателя, разумеется, в случае признания их вины в административном правонарушении.

Так или иначе, закон предоставляет работодателю и должностным лицам право отреагировать на не удовлетворяющие их результаты проверки государственной инспекции труда. Рассмотрим по порядку, каким образом работодатель может оформить свои возражения.

Возражения к акту проверки и предписанию

Работодатель может быть не согласен с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, по сути, обязывающим устранить нарушения. В течение 15 дней с даты получения акта проверки он должен представить в территориальный орган Роструда в письменной форме возражения в отношении акта проверки и / или выданного предписания в целом либо его отдельных положений. К возражениям необходимо приложить документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность таких возражений 1.

Руководитель (или его заместитель) территориального органа Роструда рассматривает их в течение 10 рабочих дней и выносит письменное решение, которое доводится до сведения работодателя в течение 3 дней после его вынесения.

К сведению

Внесение возражений к акту проверки и / или предписанию не ограничивает права работодателя на обжалование действий и решений инспектора по труду, проводившего проверку, в порядке, установленном общими нормами действующего законодательства и Административным регламентом.

Зачастую работодатели жалуются и обвиняют инспекторов по труду в предвзятости при проведении проверок. Хотя такое недоверие к проверяющим часто связано с незнанием общих норм закона и неуважением к трудовому законодательству в целом. Конечно, бывает, что инспекторы в своей работе не учитывают малозначительность выявленных нарушений и иные факторы и привлекают работодателей к административной ответственности за все выявленные нарушения «по полной программе». К слову сказать, с недавнего времени участилась практика привлечения работодателей к ответственности за выявленные нарушения трудового законодательства в отношении каждого работника. То есть, к примеру, если работодатель в нарушение закона заключил с работниками не трудовой, а гражданско-правовой договор (договор оказания услуг или подряда), при том, что все признаки трудового договора были налицо, то он понесет административную ответственность за заключение каждого такого договора, а не за одно нарушение в целом. Но все же, как правило, инспекторы по труду выявляют нарушения трудового законодательства, когда они действительно есть, связаны с нарушением основных прав работника и носят серьезный характер.

Поэтому если работодатель получил акт и предписание от инспектора по труду по результатам проверки, ему следует отнестись к данным документам ответственно. Предписание подлежит обязательному исполнению в установленные в нем сроки. То есть работодатель в указанный в предписании срок должен устранить выявленные нарушения и сообщить об этом инспектору по труду (лучше в письменном виде). Тот, в свою очередь, держит на контроле исполнение предписания. И если работодатель его не выполнит, то возможно привлечение к ответственности в виде административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. (или дисквалификация на срок от 1-го года до 3-х лет), на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 23 ст.19.5 КоАП РФ).

Приведем образец такого ответа.

Пример 1. Сообщение о выполнении предписания

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Ответственность работодателя за имущество работника

Показываем на примерах из судебной практики, когда суд в вопросах возмещения причиненного вещам сотрудника вреда встанет на сторону работодателя, а когда, наоборот, поддержит работника; когда взыщет полный размер ущерба, а когда – ​только часть. Узнаете, может ли работник (в том числе генеральный директор) заявить о возмещении денежных сумм, потраченных им на нужды компании. Статья полезна как работодателям (надо знать, как защитить свои интересы при заявлении сотрудниками претензий и исков о возмещении ущерба), так и самим работникам (чтобы быть в курсе сложностей доказывания и заранее взвешивать все «за» и «против» предъявления работодателю требований).

Как правильно составить согласие на обработку персональных данных

С декабря 2023 года штрафы за обработку персональных данных без согласия субъекта или с неверно составленным согласием выросли до 700 000 рублей. А за год до этого изменились и требования к самим согласиям на обработку персональных данных. Рассказываем, какие согласия и в каких случаях необходимо составлять, почему лучше оформлять разные согласия на обработку персданных, а не включать все в одно, приводим образцы согласий для наиболее типичных ситуаций, даем советы по оптимизации документооборота.

Если на работника надо составить характеристику

Рассказываем, какие характеристики может потребоваться составить на работника (внешние, для предоставления вовне организации, и внутренние, для кадровых и иных мероприятий). Предлагаем образцы документов, когда работник себя зарекомендовал положительно или, напротив, отрицательно. Даем советы по их оформлению (какую информацию включать, кто может подписывать, какие сроки выдачи). Приводим пример из судебной практики, когда работница пыталась признать незаконной характеристику, отменить ее и обязать работодателя выдать объективную.

Создаем рабочую дисциплинарную комиссию

После продолжительных праздников дисциплина на работе традиционно страдает. Отследить сроки привлечения к ответственности и соблюсти процедуру поможет создание в организации дисциплинарной комиссии. Предлагаем понятный и простой алгоритм наложения дисциплинарного взыскания, образцы приказов о создании (постоянной и разовой, на событие) дисциплинарной комиссии, а также 3 образца оформления протоколов заседаний дисциплинарных комиссий (для разных стадий процесса ее работы), которыми вы сможете воспользоваться на практике. Так вы ничего не упустите, а работники не смогут оспорить привлечение к дисциплинарной ответственности.

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Многим известно, что уволить работника при отсутствии его желания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Свидетельством тому являются, например, многочисленные споры, победу в которых чаще всего празднуют именно работники. Однако это вовсе не означает, что работника нельзя уволить вообще. Рассмотрим наиболее популярные и, что не менее важно, эффективные способы расстаться с работником, несмотря на отсутствие у него такого желания, и при этом избежать риска «получить» уволенного обратно.

Четыре роковые ошибки работодателя при отзыве сотрудника из отпуска

Причины для отзыва сотрудника из отпуска могут быть самими разными: от банальной болезни коллеги до непредвиденной работы, которую никто другой выполнить не сможет. Но в любом случае надо помнить, что досрочный выход из отпуска – ​дело добровольное. Принудительный отзыв из отпуска – ​наиболее распространенное нарушение. Подробно об этой и о других ошибках читайте в статье.

Компенсация морального вреда в трудовых отношениях

Подавая в суд на работодателя, сотрудник наряду с основным требованием обычно просит взыскать еще и компенсацию морального вреда. Причем заявляемые суммы могут достигать сотен тысяч рублей. Расскажем, что такое моральный вред, как необходимо обосновывать его сумму и какими способами компания может снизить размер компенсации, а то и вовсе добиться отказа в удовлетворении требования ­работника.