- Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» сентябрь 2016
- Рубрика Налоговый учет
Готовимся к переходу на онлайн-кассы
- Рейтинг 4.5
- 0 комментариев
- Борисов Антон | юрист ООО «Интер-ТРЕЙД»
Не заполнено обязательное поле Логин или E-mail.
В середине лета был принят закон о поэтапном переходе на онлайн-кассы. Изменения, надо сказать, глобальные. Приобрести ККТ придется вмененщикам и ИП на патенте, бланк строгой отчетности будет приравнен к чеку и выдавать его будет новый кассовый аппарат, а штрафы за нарушение законодательства о ККТ возросли уже на данный момент. Давайте вместе изучим нововведения.
Мечты налоговиков поставить на контроль абсолютно все наличные расчеты в стране скоро претворятся в жизнь. Вступивший в силу 15 июля 2016 года Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 290-ФЗ) обязывает всех налогоплательщиков при наличных расчетах применять контрольно-кассовую технику (ККТ), данные с которой передаются в налоговую службу.
По мнению фискалов, применение современных автоматизированных систем сократит затраты, трудоемкость и неудобства действующего порядка применения касс. Уже при нынешней нормативной базе риск-ориентированный подход позволил ФНС России за 5 лет (с 2011 по 2015 год) снизить количество проверок на 38% (с 278 тыс. до 173 тыс.) и одновременно повысить их результативность с 54 до 86%. Новый же порядок сократит количество выездных проверок еще больше. ФНС России будет анализировать операции, проведенные через онлайн-кассы, выявлять рисковые зоны и использовать точечные проверки.
Отметим, что новая система в 2014 году уже была протестирована в четырех субъектах нашей страны: Москве и Московской области, Республике Татарстан и Калужской области (см. постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014–2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения»). В эксперименте участвовали как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять кассовые аппараты, в эксперименте были задействованы и те, кто ККТ применять не обязан, например мелкие бизнесмены, работающие в сфере оказания услуг.
Поскольку эксперимент признан успешным, применение новых кассовых аппаратов, так называемых онлайн-касс, было решено ввести на всей территории России.
Несмотря на то что эксперимент по внедрению онлайн-касс был завершен в начале 2015 года, его участникам разрешили применять ККТ по новой технологии и после этой даты (см. постановления Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 и от 22.12.2015 № 1402).
В настоящее время к новой технологии, по данным ФНС России, подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн чеков на сумму 40 млрд рублей.
По мнению налоговиков, благодаря нововведениям планируется легализация «теневой» розничной торговли и сферы услуг, что в свою очередь приведет к увеличению налоговых поступлений.
Бизнес-сообщество, однако, от нововведений по большей части не в восторге. Причем не только малый бизнес, включая индивидуальных предпринимателей на патенте и налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, но и крупный, ожидающий дополнительных трат и накладок в связи с отсутствием постоянной и бесперебойной связи по интернету. Но обо всем по порядку.
Контрольно-кассовую технику нового образца принято называть онлайн-кассами. Посмотрим, как их определяет Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) в новой редакции, исправленной Законом № 290-ФЗ.
контрольно-кассовая техника – электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники…
Как видите, ККТ должна не только печатать чек на бумаге, как это делается сейчас, но и передавать данные о расчетах в налоговую инспекцию через интернет. Причем информация будет отсылаться в ФНС РФ не напрямую, а через оператора фискальных данных (ОФД), который затем направит данные налоговикам. Вся информация будет аккумулироваться и храниться на едином сервере оператора. Примерный принцип работы ОФД схож с принципом работы оператора электронного документооборота.
Оператором может быть российская организация, получившая разрешение на обработку фискальных данных от ФНС России (п. 14 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ). Причем организации и ИП будут самостоятельно выбирать оператора фискальных данных, через которого покупатели смогут проверить легальность кассового чека в интернете и в случае вопросов тут же направить жалобу в ФНС России. Налоговики говорят, что ОФД будет несколько и плательщики будут самостоятельно выбирать, с кем заключить договор.
Требования к новым кассовым аппаратам по-прежнему установлены ст. 4 Закона № 54-ФЗ в новой редакции. Помимо указанных выше особенностей ККТ должна:
Требования к фискальному накопителю установлены в новой ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ. Например, он должен иметь:
К сожалению, срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе онлайн-кассы, ограничен. Его, как и ЭКЛЗ, нужно будет периодически менять. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения (упрощенку, ЕСХН, ПСН), срок действия ключа фискального признака составит не менее 36 месяцев со дня регистрации ККТ в инспекции.
Исключение составят только продавцы подакцизных товаров и владельцы ККТ при сезонном (временном) характере работы или одновременном применении спецрежимов. В этом случае срок действия ключа фискального накопителя для них составит 13 месяцев (п. 6 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ).
Новые требования к ККТ коснутся и крупного, и малого бизнеса. Причем делается это не одномоментно, налогоплательщикам дают время привыкнуть: Закон № 290-ФЗ предусматривает поэтапный переход на онлайн-кассы.
В этом году компании могут добровольно перейти на новый порядок.
С 01 февраля 2017 года регистрировать можно будет только новые ККТ по новому порядку. Если у компании новый кассовый аппарат, то возникает и обязанность передавать информацию в адрес операторов фискальных данных с новых касс.
К 01 июля 2017 года организации, у которых были кассы старого образца, должны либо приобрести новые кассовые аппараты, либо модернизировать имеющиеся и зарегистрировать / перерегистрировать их в электронной форме через личный кабинет, используя электронную подпись. С этой же даты передавать данные придется ОФД.
К 1 июля 2018 года приобрести новые кассовые аппараты придется всем оставшимся – торговцам на патенте и вмененке, а также тем ИП и организациям, которые осуществляют торговлю с использованием торговых автоматов.
Таким образом, меньше чем через два года новый порядок заработает для всех продавцов.
Однако есть несколько исключений. Онлайн-кассы могут не применять при осуществлении следующих видов деятельности / оказании следующих услуг (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):
Кроме того, не нужно будет применять новые кассовые аппараты продавцам, которые торгуют в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа). Причем их список будет утверждаться заранее органом государственной власти субъекта РФ. Но чек выдать придется по требованию покупателя (клиента).
Изменились и требования к обязательным реквизитам на кассовом чеке и бланке строгой отчетности (БСО). Теперь они перечислены в ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ.
В настоящее время обязательных реквизитов, приведенных в п. 4 постановления Правительства от 30.07.1993 № 745 «Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин», всего семь.
По новым правилам таких реквизитов уже 20 штук. Например, в чеке, выдаваемом онлайн-кассой, должны быть указаны:
Закон устанавливает и новое требование к бумажной форме чека. Все реквизиты должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе (п. 8 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ).
Отдельно следует сказать про бланки строгой отчетности. При расчетах наличными или с использованием пластиковых карт за услуги, оказываемые физическим лицам, вместо чека можно выдать бланк строгой отчетности (см. п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до 15.07.2016). Новые правила БСО не отменили, однако с 1 июля 2018 года формировать БСО можно будет только через кассовые аппараты (п. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). По сути они станут теми же чеками.
Естественно, Закон № 290-ФЗ не обошел вниманием и ответственность за кассовые нарушения в связи с введением онлайн-касс, которая, кстати говоря, значительно ужесточилась. Причем изменения вступили в силу уже с 15 июля 2016 года.
Статья 14.5 КоАП РФ, регламентирующая ответственность за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, претерпела значительные изменения (добавились ч. 2–15).
Теперь размер штрафа зависит от выручки, которая не была зафиксирована через кассу (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Ранее ответственность за дешевый и дорогой товар, который прошел мимо кассы, была одинаковой, теперь штрафы за «непробитую» булку хлеба и дорогостоящий телевизор будут разительно отличаться. Так, за неприменение ККТ:
Повторное неприменение ККТ будет наказываться строже только если сумма расчетов мимо кассы составила 1 млн рублей и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ). Представитель продавца может быть дисквалифицирован на срок от одного года до двух лет, а деятельность индивидуального предпринимателя и юридического лица – приостановлена на срок до 90 суток.
А вот ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленного законодательством порядка ее регистрации, перерегистрации и применения, начнет действовать лишь с 1 февраля 2017 года (ч. 15 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). Если нарушителю не будет вынесено предупреждение, то он может быть оштрафован. В частности, должностное лицо – на 1500–3000 рублей, а организация – на 5000–10 000 рублей.
Аналогичное наказание последует, если организация или индивидуальный предприниматель не представят информацию и документы по запросу налоговой инспекции или представят их с нарушением сроков (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).
Строже накажут за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередачу этих документов ему на бумажном носителе (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ). Вместо предупреждения на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 2000 рублей, на организацию – 10 000 рублей.
Оставшиеся части ст. 14.5 КоАП РФ (ч. 7–15) предусматривают ответственность для оператора фискальных данных, изготовителя ККТ или фискальных накопителей, экспертной организации. Поэтому не будем на них подробно останавливаться.
Обратите внимание: организация или бизнесмен могут быть освобождены от административной ответственности за следующие правонарушения:
Однако для этого должны быть соблюдены в совокупности три условия:
Такое право им дает примечание к ст. 14.5 КоАП РФ.
Еще один важный момент, касающийся изменений в вопросе ответственности за кассовые нарушения, затрагивает срок давности привлечения к административной ответственности. Теперь он составляет один год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Ну и в заключение отметим, что в связи с поправками организации и предприниматели ожидают роста расходов, а также спорных ситуаций с налоговиками, однако, надеются, что процесс перехода на онлайн-кассы будет постепенным и проверяющие не будут слишком строги в первые месяцы апробации.
Полистать демо-версию печатного журналаВниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь. |
На официальном сайте nalog.ru ФНС России, комментируя нововведения, отмечает сплошные плюсы, но только для добросовестных владельцев ККТ. Дескать, и ежегодные затраты на ККТ снизятся, и посещать инспекцию для регистрации кассы больше не понадобится (все регистрационные действия с ККТ осуществляются через личный кабинет на сайте ФНС России). Кроме того, продавец сможет: