Top.Mail.Ru
Дата, указанная в правом верхнем углу договора, не всегда является датой его заключения. Покажем для различных ситуаций, как ее определить, чтобы правильно отразить в регистрационных формах: самый простой случай – при одновременном подписании сторонами единого документа; сложнее – когда его подписывают поочередно и направляют по почте или курьером, когда заключают сделку путем обмена письмами (или иным образом отвечают акцептом на оферту), при нотариальном удостоверении или госрегистрации договора; и самый сложный случай – когда договор подписывают с протоколом разногласий.

На, казалось бы, простой вопрос, какой датой заключен гражданско-правовой договор, в ответ обычно можно услышать, что она указана в правом верхнем углу договора. И порой специалисты – делопроизводители, секретари, архивариусы, – не задумываясь, указывают ее в отчетах, журналах регистрации и прочих документах как дату заключения договора, поскольку она – обязательный реквизит.

Обычно это верно. Например, в случае если договор заключен в письмен­ной форме путем его подписания сторонами при личном присутствии уполномоченных представителей сторон. Однако при любых расхождениях с этой идеальной ситуацией может возникнуть ряд вопросов, о которых мы и поговорим в статье.

Почему так важно понимать, когда именно договор считается заключенным? Потому что гражданско-правовой договор – это документ, порождающий юридические последствия с момента его заключения. А если руководствоваться информацией о дате заключения договора, взятой из регистров, заполняемых в службе делопроизводства, и она окажется неверной, то руководитель может принять неправильное решение в рамках исполнения договора.

Итак, давайте разберемся: с какой даты договор считается заключенным, если стороны подписывают его не при личном присутствии? всегда ли дата заключения договора совпадает с датой вступления его в силу? когда будет считаться заключенным договор с протоколом разногласий? Но для начала нам нужно уяснить базовые юридические понятия.

Договор и его форма

Заключение гражданско-правовых договоров регулируется Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) и иным гражданским законодательством и подзаконными актами. Мы поговорим не о гражданско-правовых договорах в целом, а исключительно о моменте заключения в практическом аспекте, полезном для сотрудников организации, работающих с документами. Итак, в соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Учитывая, что в статье мы будем рассматривать вопрос заключения договора организацией как юридическим лицом (не касаясь заключения договора гражданином как физическим лицом), отметим, что организация может заключить договор в простой письменной или нотариальной формах.

Однако следует отметить, что договор может заключаться не только в виде привычного нам единого документа, подписанного обеими сторонами, но и другими способами, о которых мы поговорим далее.

В виде единого документа, согласно требованиям закона, в обязательном порядке должны заключаться договоры:

  • продажи недвижимости (ст. 550 ГК РФ);
  • продажи предприятия (п. 1 ст. 560 ГК РФ);
  • аренды здания или сооружения (п. 1 ст. 651 ГК РФ);
  • аренды предприятия (п. 1 ст. 658 ГК РФ);
  • страхования (п. 2 ст. 940 ГК РФ).

Когда договор выполнен в виде одного документа, вопрос, с какого момента он считается заключенным, в основном связан с тремя признаками:

  • соблюдена ли форма договора,
  • подписан ли он уполномоченным лицом,
  • когда он подписан.

Что касается иных – альтернативных – способов письменного заключения договора, то это могут быть:

  • обмен письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ);
  • подписание протокола о результатах проведения торгов (п. 6 ст. 448 ГК РФ);
  • присоединение к договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах (ст. 428 ГК РФ);
  • совершение лицом, получившим оферту в срок, установленный для ее акцепта, конклюдентных действий по выполнению указанных в ней условий договора (п. 3 ст. 438 ГК РФ);
  • выдача документа, необходимого для того, чтобы письменная форма договора считалась соблюденной (п. 2 ст. 887 ГК РФ).

Учтите следующие нюансы:

  • оттиск печати становится обязательным в договоре, только если стороны специально предусмотрели ее необходимость;
  • удостоверение у нотариуса обязательно в случаях:
    • установленных в законе (например, при уступке права требования по сделке, совершенной в нотариальной форме), либо
    • если стороны специально об этом договорились и прописали данное условие в договоре;
  • государственная регистрация сама по себе является не формой сделки, а неким дополнительным «подтверждением законности» в установленных законом случаях (как правило, при сделках, совершаемых с недвижимым имуществом: купля-продажа жилых помещений, предприятий, аренда недвижимости на срок более 1 года, залог недвижимости).

Важным моментом является то, что договор (в т.ч. оферта и акцепт) должен быть подписан надлежащим лицом. Причем подпись лица может быть: собственноручной (то есть выполненной от руки), факсимильной или электронной цифровой.

Оферта и акцепт

В правовом смысле заключение договора можно условно разбить на следующие этапы:

  • направление предложения заключить договор (оферты) одному или нескольким лицам;
  • принятие оферты указанным лицом или лицами;
  • получение лицом, направившим оферту, согласия заключить договор (акцепта).

Договор будет считаться заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям1 договора в требуемой законом форме.

Оферта должна содержать существенные условия договора и может быть оформлена в виде письма со всеми необходимыми для него реквизитами за подписью руководителя (или иного лица, наделенного соответствующими полномочиями). И даже при отсутствии заголовка «Оферта» или «Предложение о заключении договора», письмо по сути будет являться офертой, если оно содержит все необходимые условия для заключения сделки (см. цифры «1» в Примерах 1 и 2).

Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта (отмечено цифрами «2» в Примерах 1 и 2), если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (ст. 436 ГК РФ).

По общему правилу такие виды документов, как гражданско-правовой договор и письмо, не требуют заверения подписи печатью. Потому и в наших письмах-офертах ее нет. Но не все еще знают о факультативности печати на договорах, и при...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?