Top.Mail.Ru

Обыск помещений юридических лиц и изъятие документов (часть 1)

Кто может проводить обыск и изъятие, на каких основаниях? Как встречать «гостей»? Что важно отразить в протоколе этого мероприятия? Как описывать в нем изымаемые документы? Юрист с многолетней практикой разъяснит положения Уголовно-процессуального кодекса РФ и предупредит, на что действительно нужно обратить внимание, как лучше себя вести ответственным за документы и руководству.
Начало статьи. Окончание в № 11 / 2016
Начало статьи. Окончание в № 11 / 2016

В ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия часто сталкиваются с различными формами изъятия документов органами исполнительной власти. Изъятие документов может быть произведено при осуществлении самых разнообразных видов деятельности: контрольной (например, налоговой), оперативно-розыскной, административно- и уголовно-процессуальной. Но формы и методы изъятия документов, правовая регламентация этого процесса у них разные! Для начала дадим вам «систему координат».

Кратко в Таблице 1 рассмотрим отдельные из наиболее распространенных вариантов изъятия документов органами внутренних дел, безопасности и следственными органами.

Таблица 1. Наиболее распространенные варианты изъятия документов правоохранительными органами

Изъятие документов налоговыми органами происходит несколько по иной схеме. В рамках контрольной деятельности налоговые органы имеют право «производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены» (подп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ1; см. также п. 7 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 №  943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Порядок изъятия документов налоговыми органами определяется только Налоговым кодексом РФ. Изъятие документов в порядке налогового контроля называется выемкой (ст. 94 НК РФ). Выемка не может быть произведена вне рамок выездной налоговой проверки (ст. 94 НК РФ). Она возможна, если налогоплательщик в рамках такой проверки не предоставил затребованные проверяющими документы в отведенный срок. При этом налоговые органы должны предъявить постановление о производстве выемки, утвержденное руководителем налогового органа или его заместителем.

Теперь разберемся с «отведенным сроком». По общему правилу (ст. 93 НК РФ) документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (или 20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

Однако будьте внимательны: для так называемой встречной налоговой проверки в ст. 93.1 НК РФ содержится более короткий – 5-дневный срок, он касается истребования документов / информации о конкретных сделках или о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте должностным лицом налогового органа, проводящим такую проверку, или руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов проверки. Если организация не располагает запрошенными документами / информацией, то в тот же 5-дневный срок со дня получения требования она должна сообщить об этом. Если же истребуемые документы / информация не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от организации уведомления об этом вправе продлить срок представления.

Помимо упомянутых выше органов и служб, право изымать документы имеют и другие (например, Счетная палата РФ при проведении контрольных мероприятий).

Очевидно, что дать рекомендации по оптимальной схеме передачи документов и отстаиванию своих прав сразу по всем вариантам изъятия невозможно. Потому начнем с такого распространенного мероприятия, как обыск. Помимо того, что это самое психологически тяжелое действие из всех выше перечисленных, именно магическим термином «обыск» часто прикрываются сотрудники правоохранительных органов, которые на самом деле приходят с другими полномочиями и задачами.

Далее в первой части статьи мы разъясним положения Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), касающиеся обыска помещения юридического лица и изъятия документов, предметов. А в следующем номере мы рассмотрим эффективность и законность некоторых рекомендаций, даваемых юристами предприятий в этой ситуации. Приведем примеры наиболее распространенных нарушений закона при производстве обыска помещений юридических лиц и порекомендуем, как ошибки правоохранительных органов можно и нужно использовать на практике для защиты своих законных интересов.

Зачем пришли?

Первое, что надо сделать – это спросить, с какой целью пришли сотрудники органов исполнительной власти, и попросить их представиться с указанием должностей, фамилий и подразделений.

Если это следователь (не важно какого ведомства: МВД России, Следственного комитета РФ или иного), скорее всего речь идет действительно об обыске или выемке. Но в этом случае следователь обязательно представит постановление на производство обыска или выемки, где можно будет прочитать в рамках какого уголовного дела они проводятся, на каком основании и с какой целью.

Если в ваш офис пришли...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Особенности выдачи сторонним организациям документов из архива во временное пользование

В письмо о выдаче документов во временное пользование лучше просить включить гарантию возврата и сохранности ваших документов (образец показали). Объяснили, на какой срок действующие правила считают допустимым выдавать документы. Как заполнить акт и учетные документы при выдаче дел из архива сторонней организации, как ее представителю расписываться в получении. Стоит ли оставлять себе заверенные копии при временном расставании с оригиналами.

Кто отвечает за делопроизводство в подразделении и организации в целом?

Прежде всего нужно уяснить, что за документальный фонд организации отвечает ее первый руководитель. Но может ли быть привлечен к ответственности непосредственный иполнитель, на которого документально возложена обязанность по ведению делопроизводства (например, за ошибки в трудовых книжках, в работе с обращениями граждан, за сохранность бухгалтерских документов)? Здесь ответ не всегда однозначен. Вы узнаете, где установлена ответственность и какова судебная практика. Объясним, как можно регламентировать внутренними документами ответственность руководителей организации и подразделений, «центральной» службы делопроизводства и ответственных за него в подразделениях; как можно распределить обязанности по ведению делопроизводства между «центром» и «периферией».

Обыск помещений юридических лиц и изъятие документов (часть 2)

Юрист с многолетней практикой развенчивает распространенные мифы об обыске помещения организации (например, про необходимость присутствия адвоката, фотосъемку, личный обыск сотрудников, компенсацию морального вреда). Кроме того, вы узнаете, какие нарушения порядка проведения обыска чаще всего позволяют оспорить его результаты, кому и как жаловаться. В заключение юрист дает советы, как организации реально обезопасить свои документы.

Обжалуем итоги проверки инспекции труда

Какие действия нужно предпринять работодателю, если он не согласен с результатами проверки или действиями инспектора по труду? В каком порядке работодатель может их обжаловать и в какие сроки? Какие штрафы обычно «выписывает» ГИТ?

Кто отвечает за делопроизводство в подразделении и организации в целом?

Прежде всего нужно уяснить, что за документальный фонд организации отвечает ее первый руководитель. Но может ли быть привлечен к ответственности непосредственный иполнитель, на которого документально возложена обязанность по ведению делопроизводства (например, за ошибки в трудовых книжках, в работе с обращениями граждан, за сохранность бухгалтерских документов)? Здесь ответ не всегда однозначен. Вы узнаете, где установлена ответственность и какова судебная практика. Объясним, как можно регламентировать внутренними документами ответственность руководителей организации и подразделений, «центральной» службы делопроизводства и ответственных за него в подразделениях; как можно распределить обязанности по ведению делопроизводства между «центром» и «периферией».

Обыск помещений юридических лиц и изъятие документов (часть 2)

Юрист с многолетней практикой развенчивает распространенные мифы об обыске помещения организации (например, про необходимость присутствия адвоката, фотосъемку, личный обыск сотрудников, компенсацию морального вреда). Кроме того, вы узнаете, какие нарушения порядка проведения обыска чаще всего позволяют оспорить его результаты, кому и как жаловаться. В заключение юрист дает советы, как организации реально обезопасить свои документы.

Особенности выдачи сторонним организациям документов из архива во временное пользование

В письмо о выдаче документов во временное пользование лучше просить включить гарантию возврата и сохранности ваших документов (образец показали). Объяснили, на какой срок действующие правила считают допустимым выдавать документы. Как заполнить акт и учетные документы при выдаче дел из архива сторонней организации, как ее представителю расписываться в получении. Стоит ли оставлять себе заверенные копии при временном расставании с оригиналами.

Обжалуем итоги проверки инспекции труда

Какие действия нужно предпринять работодателю, если он не согласен с результатами проверки или действиями инспектора по труду? В каком порядке работодатель может их обжаловать и в какие сроки? Какие штрафы обычно «выписывает» ГИТ?