Top.Mail.Ru
Во время кризиса основная задача hr-специалиста – мобилизовать персонал. Для этого сначала нужно провести аудит, проанализировать результат и принять меры в сфере подбора и обучения. После таких антикризисных мероприятий предприятие не только выживет, но и достигнет определенных успехов. Посмотрим, как это сделать.

Экономический кризис – часть нашей жизни. Одни компании сворачивают дорогостоящие проекты, а другие, наоборот, открывают новые бизнес-направления, которые стали возможны благодаря политике санкций. Hr-менеджменту необходимо стать другим, чтобы помочь организации приспособиться к новым экономическим реалиям. Изменились требования к людям, организации работы, а значит, придется модернизировать систему подбора, обучения, мотивации. И первым шагом должен стать аудит персонала.

Неэффективное управление

Чтобы принимать серьезные управленческие решения, надо понять, насколько эффективно используется человеческий ресурс. Аудит персонала не надо путать с кадровым аудитом. Последний подразумевает проверку документации по личному составу – правильно ли заключаются трудовые договоры и как издаются приказы, есть ли графики отпусков, смен, табели рабочего времени, какие локальные нормативные акты есть в компании и пр. Аудит персонала включает в себя совершенно другие процедуры. Его задача – обнаружить моменты неэффективного управления персоналом. К таковым относятся:

  • недозагруженность / перегруженность,
  • дублирование функций,
  • имитация работы,
  • объединение разнородных функций,
  • несоответствие функций квалификации.

Сначала кратко поговорим о каждом аспекте.

Недозагруженность / Перегруженность

Недозагруженность означает, что у сотрудников мало работы.

Пример 1

В продуктовом магазине работает пять сотрудников. В связи с кризисом поток покупателей поредел. Чтобы их обслужить, требуется от силы два человека. Поскольку количество персонала избыточно, сотрудники слоняются из угла в угол, раньше уходят с работы, ищут себе занятия.

Как ни странно, но перегруженность работой так же экономически невыгодна компании, как и недозагруженность. Здесь есть несколько причин:

  1. работать на пределе возможностей долго не может никто, поэтому в перегруженных подразделениях всегда высокая текучесть персонала, которая, в свою очередь, – причина высоких расходов на подбор и адаптацию (затрачиваются средства на рекламу и тратится время на первичное обучение);
  2. при высоком темпе падает качество товаров, работ или услуг: когда сотрудника торопят или он сам себя подгоняет, то выполняет работу менее внимательно, склонен халтурить.

Дублирование функций

Дублирование возникает, когда одну и ту же работу делают два и более человек.

Пример 2

В торговой компании поиском новых клиентов и заключением договоров занимаются торговые представители. Помимо них есть еще и менеджеры по продажам, которые тоже ищут клиентов. Правда, они большей частью находятся в офисе, обзванивают потенциальных покупателей и, когда надо, выезжают на переговоры. Из-за того, что разные специалисты выполняют одни и те же функции, возникает неразбериха. Бывает, менеджер находит клиента, оговаривает с ним условия, а потом оказывается, что компания уже с ним работает, договор пару месяцев назад заключил один из торговых представителей.

Дублирование функций – распространенная «болезнь», которая встречается как среди офисных специалистов, так и у сотрудников складов, магазинов, на производстве. Возможны и иные ситуации, например, дизайнер за два дня подготовил макет рекламного объявления, а менеджер по рекламе его дорабатывает: вручную меняет цвета, добавляет элементы вместо того, чтобы попросить дизайнера внести изменения. Это тоже получается дублирование функций.

К нему же можно отнести и случаи, когда сотрудник просит поучаствовать в работе своего начальника или коллег, ссылаясь на то, что ему непонятно задание. Он до бесконечности уточняет, отрывает от дела других, а в итоге получается, как в сказке про солдата, который варил кашу из топора.

Дублирование возникает еще и тогда, когда есть лишний контроль. Например, секретарь пишет для директора служебную записку, после этого документ проверяет старший секретарь и вносит исправления. Фактически над служебной запиской работают двое.

Имитация работы

Иногда сотрудники искусственно создают себе работу, которая якобы нужна организации. Они ее выполняют, но на деле не приносят компании никакой пользы.

Пример 3

В компании по производству продуктов питания создали учебный центр. Один из преподавателей читал лекции по СанПиН, причем не только для работников цехов, но и для менеджеров по продажам, бухгалтеров и других специалистов, которые не имеют отношения к производству. Когда руководителя учебного центра спросили, зачем учить санитарным нормам менеджеров по продажам, он не смог ответить на этот вопрос.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Полиграф в кадровой работе

Из статьи узнаете: что представляет собой исследование на полиграфе; как регламентируется его использование в российском законодательстве; в чем может быть польза от его применения работодателем, какие риски следует принимать во внимание; как сейчас складывается практика использования полиграфа в трудовых и связанных с ними отношениях. В вашем распоряжении – ​образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.