Top.Mail.Ru

Соглашение о намерениях – инструкция по применению

Как отличить соглашение (или протокол) о намерениях от других похожих документов: рамочного, предварительного и смешанного договоров? В каких случаях такое соглашение пригодится? Какие условия в него стоит включать: о конфиденциальной информации, неустойке, оплате и др.? Как его оформить? Как при подписании основного договора можно аннулировать предыдущие соглашения? Если вы еще не знакомы с этим видом договорных документов, то предлагаем это сделать сейчас.

Сразу скажем, что принципиального значения в том, как именовать данный документ – соглашение или протокол о намерениях – нет. Это одно и то же, оба документа имеют одинаковую юридическую силу, если в них нет «примесей» других видов договоров.

Как правило, такое соглашение компании заключают для того, чтобы просто обозначить свои намерения. Они не связывают себя конкретными обязательствами, а просто констатируют готовность принять их на себя в дальнейшем. Следовательно, в рамках соглашения о намерениях компании не могут что-либо требовать друг от друга (например, выполнения работ или оказания услуг, передачи имущества и др.). Условия соглашения носят просто информативный характер. Это не конкретные обязательства, где есть должник и кредитор (ст. 307 ГК РФ), а обычные ни к чему не обязывающие положения. Цель соглашения о намерениях не в установлении обязательств, а в фиксации намерений и готовности к сотрудничеству. Кстати, именно поэтому соглашение о намерениях нельзя оценить как крупную сделку или сделку с заинтересованностью, т.е. его не потребуется проводить через процедуру одобрения.

Соглашение о намерениях носит общий характер. Поэтому его можно и не заключать, если стороны не хотят как-то документировать свои предварительные договоренности. Однако его удобно использовать для тех случаев, когда будущего договора нет даже в проекте, но есть понимание общих параметров взаимодействия, желание и готовность начать договорной процесс. В такой ситуации стороны не знают наверняка, получатся ли у них какие-то совместные проекты. Им еще нужно друг к другу как следует присмотреться, просчитать выгоду от сотрудничества и понять, стоит ли вступать в договорные отношения.

Соглашение о намерениях и другие похожие договоры

Стороны могут включать в соглашения между собой множество пунктов, регулирующих самые разные вопросы. Поэтому в зависимости от набора условий документ может быть квалифицирован как соглашение о намерениях, как рамочный, предварительный и смешанный договор. Остановимся на признаках каждого из них.

В рамочном договоре содержатся общие параметры сотрудничества сторон с условием об уточнении конкретных сделок в будущем на основании отдельных договоров или приложений к рамочному договору (ст. 429.1 ГК РФ).

Пример 1. Рамочные договоры

В качестве примера рамочных договоров можно назвать договор об открытии возобновляемой (не возобновляемой) кредитной линии, общие условия банковского обслуживания, договор об организации поставок продукции и др.

Таким образом, если соглашение прямо содержит указание на то, что стороны в будущем будут заключать сделки с целью уточнения своих взаимоотношений, то его можно смело считать рамочным договором.

В отличие от рамочного предварительный договор нацелен на принятие сторонами на себя обязательств по заключению договора в будущем. На момент его подписания стороны фиксируют условия будущего (основного) договора, но сам по себе предварительный договор никаких иных прав и обязанностей для сторон не порождает (ст. 429 ГК РФ)1.

Пример 2. Предварительный договор

Допустим, организация А оформляет на себя право собственности на недвижимость (например, землю). И пока оно не оформлено до конца, эту недвижимость продать далее организации Б организация А не сможет. Но последней очень нужны деньги. И тогда эти организации могут заключить предварительный договор купли-продажи земли, по которому организация А получит часть денег от Б как бы авансом и возьмет на себя обязательства в определенный срок за определенную сумму продать по следующему (основному) договору купли-продажи определенный кусок земли организации Б. Попутно в предварительном договоре могут быть определены и иные условия основной сделки.

Если в договоре таких условий нет, то он не является предварительным. А предусмотренные в нем права и обязанности будут исполняться только в...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?