• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» февраль 2017
  • Рубрика Практические рекомендации

Готовим авансовый отчет и оправдательные документы к нему

  • 0 комментариев
  • 8 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Для того чтобы авансовый отчет был принят и утвержден, следует не только правильно его заполнить, но и приложить к нему документы, которые подтвердят понесенные расходы. Расскажем, кто составляет авансовый отчет, по какой форме, а также какие документы в каких случаях потребуются.


Кто и когда должен отчитываться в израсходовании подотчетных сумм? Как заполнить авансовый отчет, что при этом должен делать сам работник и что бухгалтерия? Какие подтверждающие документы нужно собирать при расходовании средств, чтобы приложить их потом к авансовому отчету (при покупке товаров в розницу и оптом, внесении аванса, покупке электронных билетов, найме жилья в командировке, покупке товаров и услуг у частных лиц)?

Кто и когда должен заполнить авансовый отчет

В общих словах, авансовый отчетэто документ, который подтверждает расход средств, связанных с осуществлением деятельности юридического лица и выданных в качестве аванса. В нем лицо, получившее денежные средства (независимо от цели), указывает:

  • сумму, полученную под отчет,
  • фактически произведенные расходы, а также
  • остаток либо перерасход денег.

Причем к отчету должны быть приложены документы, подтверждающие соответствующие траты.

Порядок составления и сдачи авансового отчета установлен указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание № 3210-У). Часть норм также содержится в Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее – Положение о командировках).

Для начала давайте разберемся, кому необходимо составлять авансовый отчет. В соответствии с абз. 2 п. 6.3 Указания № 3210-У его должно заполнить и сдать в бухгалтерию подотчетное лицо, которому наличные денежные средства ранее были выданы под отчет:

  • В первую очередь это работники организации. Причем абсолютно любые, начиная от секретаря, которому деньги могут понадобиться на покупку канцелярских товаров или кофе с печеньем, и заканчивая руководителем компании, отправляющимся в командировку на обсуждение долгосрочного договора.
  • И, наконец, это могут быть физические лица, заключившие с компанией гражданско-правовые договоры (например, договор оказания услуг или подрядный договор). В обиходе их называют внештатными сотрудниками, поскольку они работают на организацию, не состоя в ее штате. Согласно письму Банка России от 02.10.2014 № 29-Р-Р-6/7859 при заполнении авансового отчета они приравниваются к работникам компании. В связи с этим и выдача денег под отчет, и окончательный расчет с ними осуществляются в таком же порядке, что и со штатными сотрудниками.

Обратите внимание, что список лиц, имеющих право получить деньги под отчет, компания утверждать не обязана. Однако вы можете прописать их в локальном нормативном акте (ЛНА): это может быть как отдельный документ – инструкция по составлению авансового отчета, так и раздел в документе более общего содержания, например положении о документообороте в организации.

Срок для представления отчета по израсходованным суммам установлен в 3 рабочих дня:

  • после дня истечения срока, на который выданы деньги под отчет, или
  • со дня выхода на работу (возвращения из командировки или из отпуска / болезни).
Пример 1

Расчет даты представления авансового отчета

СвернутьПоказать
Расчет даты представления авансового отчета

Как узнать, на какой срок выданы деньги, чтобы вовремя представить отчет? Все просто. «Поднимите» заявление работника о выдаче денег под отчет и посмотрите там. В нем:

  • подотчетное лицо указывает сумму наличных денег и срок, на который они требуются (отмечено цифрой 1 в Примере 2),
  • а резолюция руководителя подтверждает запрос работника либо корректирует его (см. цифру 2 там же).
Пример 2

Заявление о выдаче денег под отчет

СвернутьПоказать
Заявление о выдаче денег под отчет

При этом подпись руководителя и дата на таком заявлении также обязательны (абз. 1 п. 6.3 Указания № 3210-У).

Добавим, что форма заявления не предусмотрена нормативным актом, и потому заявление составляется произвольно (с отражением всех необходимых сведений) либо утверждается в ЛНА компании (чтобы работники меньше допускали ошибок при его оформлении).

В заявлении еще должна содержаться информация об отсутствии задолженности за подотчетным лицом (отмечено цифрой 3 в Примере 2). Это обязательное требование к подотчетному лицу: выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения с его стороны задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег (абз. 3 п. 6.3 Указания № 3210-У). Таким образом, если сотрудник еще не отчитался по выданному ранее авансу, выдать ему новый нельзя.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.