Эффективность любого бизнеса зависит от того, насколько эффективны решения, принимаемые руководством. И чтобы достичь успеха, решения возникающих проблем чаще всего должны быть нестандартными. У большинства обывателей (да и руководителей тоже) на этапе принятия решений автоматически включается приобретенный опыт. Постановка целей дается легко и становится заурядным процессом. Но все прорывы осуществляются на стыке опыта, интуиции, креатива и азарта. Выясним, как научиться принимать нестандартные решения.
Казалось бы, принятие решений – каждодневное дело, с которым сталкиваются все люди. А для руководителя или топ-менеджмента умение быстро и эффективно принимать решение – это и вовсе обязательная компетенция. Но уверены ли вы в том, что ваши решения действительно максимально эффективны?
Желаемое и действительное
Решение требуется как человеку, так и организации при возникновении некоей проблемы. Но что такое проблема? Определений глобально существует два:
- проблема – это ситуация, при которой поставленные цели не были достигнуты;
- проблема – это потенциально существующая возможность, которую нужно реализовать, совершив ряд действий.
Так или иначе, мы имеем некое положение вещей, которое нас не устраивает. Это и есть точка возникновения необходимости в решении, то есть проблема. Далее мы формируем в голове видение желаемого положения вещей. Это наша цель. Для преодоления разрыва между желаемым и действительным мы прописываем некие действия – шаги по сокращению этого условного расстояния.
Нужно сказать, что у многих предприятий, да и отдельно взятых людей, существует загвоздка даже не в самом поиске решения проблем, а на этапе их формирования. То есть проблему попросту не видят до тех пор, пока она не приобретает размеры катастрофы. А потом уже, по сути дела, не решают ее серьезно и планово, а просто «затыкают дыры». Такой «менеджмент по катастрофам» привносит немало адреналина в жизнь руководителей и подчиненных, но эффективным является редко. Да и росту предприятия и его активов не способствует.
Поиск проблем
Умение видеть проблемы имеет смысл воспитывать в себе и подчиненных, сознательно выводя себя и их на поиск точек, в которых желаемое отличается от имеющегося. Идея «синицы в руке», может быть, и является неплохим антидепрессантом, но желание поймать «журавля» – это и есть та точка, с которой начинаете развиваться вы сами, ваше предприятие и ваши подчиненные. Можно даже воскликнуть: «Учитесь мечтать!», но зачастую именно этому нас никто и не учит. Напротив, нас с детства учат не завидовать, удовлетворяться малым, «знать свой шесток». А мир меж тем принадлежит амбициозным людям, не страшащимся ставить несбыточные на первый взгляд цели и видящим в том положении вещей, которое большинство назовет нормой, беспросветное болото.
Попробуйте составить видение развития себя и своей компании (или своего отдела). Чего бы вам хотелось достигнуть? Оторвитесь на время от существующих цифр и реальности и представьте то будущее, в которое вы бы хотели попасть. При этом достаточно допустить в мозг мысль о том, что это может осуществиться, нужно лишь найти тот самый путь, а не привычно со вздохом захлопнуть дверь в мечту со словами:...