• Журнал «Юридический справочник руководителя» март 2017
  • Рубрика Корпоративные вопросы

Продажа бизнеса.
Как реализовать предприятие целиком и активы по отдельности

  • 0 комментариев
  • 118 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Существует несколько способов возмездной передачи бизнеса. Их можно разделить на две группы. Первую можно условно назвать имущественной передачей. Это продажа предприятия и продажа активов (передача имущества и клиентуры, переуступка товарных знаков и т. п.). Вторая группа – это корпоративная передача, когда к покупателю переходят права управления компанией, через которую ведется бизнес. В настоящей статье речь пойдет о первой группе способов, а в следующем номере – о второй.


С развитием хозяйственного оборота рынок продажи действующих бизнес-единиц перестал быть экзотикой. Сейчас этот рынок вполне можно считать сложившимся. К сожалению, он далеко не всегда цивилизован и достаточно конфликтен. При совершении сделок не редки эксцессы. Мы не говорим сейчас о крупных сделках M&A, сопровождаемых десятками юристов с каждой из сторон. Нет, речь идет о небольших сделках, которые тем не менее занимают большую часть рынка продаж готового бизнеса (в количественном выражении). Небольшой бюджет сделки по продаже магазина, ресторана или ларька с хот-догами обычно не вмещает в себя по-настоящему квалифицированное юридическое сопровождение. Предприниматели стремятся все сделать сами и зачастую допускают досадные ошибки, приводящие к значительным убыткам. В статье пойдет речь о возможных способах оформления именно таких небольших сделок.

Смотрите также статью «Покупка бизнес-активов. Полезные советы»

Что такое бизнес?

В обыденной жизни мы привыкли толковать термин «бизнес» очень широко. Часто он используется как синоним слова предпринимательство. Под ним понимается любое осуществляемое на собственный страх и риск и приносящее прибыль занятие. Хотя эти понятия все же не совпадают.

Под предпринимательством принято понимать, прежде всего, деятельность, тогда как бизнес – понятие более широкое. По сути, это – совокупность деятельности и имущества, которым такая деятельность обеспечивается. Бизнесом считается и пошив носков на дому, и гигантская многопрофильная корпорация. Безусловно, и способы передать такие разные бизнесы другим владельцам очень сильно отличаются. Поэтому мы будем рассматривать только способы продажи небольшого бизнеса: ресторана.

Предпродажная проверка

Известная поговорка «не обманешь, не продашь», как ни странно, работает и при реализации такого специфического товара, как собственное дело. Поэтому очень часто сделка по продаже (покупке) бизнеса превращается в соревнование между продавцом и покупателем. Первый пытается спрятать факты, способные снизить цену или привести к отказу от сделки, второй – эти факты найти. Причем не имеет значения, идет ли речь о семейном ресторанчике или о слиянии гигантских корпораций. И там и там люди действуют исходя из одних и тех же побуждений. Только в первом случае прячут документы по сомнительным долгам, а во втором – используют различные схемы, чтобы искусственно завысить финансовые показатели.

В такой ситуации особое значение имеет проверка объекта сделки. Если ее не провести, можно оказаться в очень неприятной ситуации, вплоть до того, что покупатель приобретет совсем не то, на что рассчитывал.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.