• Журнал «Юридический справочник руководителя» март 2017
  • Рубрика Корпоративные вопросы

Продажа бизнеса.
Как реализовать предприятие целиком и активы по отдельности

Существует несколько способов возмездной передачи бизнеса. Их можно разделить на две группы. Первую можно условно назвать имущественной передачей. Это продажа предприятия и продажа активов (передача имущества и клиентуры, переуступка товарных знаков и т. п.). Вторая группа – это корпоративная передача, когда к покупателю переходят права управления компанией, через которую ведется бизнес. В настоящей статье речь пойдет о первой группе способов, а в следующем номере – о второй.


С развитием хозяйственного оборота рынок продажи действующих бизнес-единиц перестал быть экзотикой. Сейчас этот рынок вполне можно считать сложившимся. К сожалению, он далеко не всегда цивилизован и достаточно конфликтен. При совершении сделок не редки эксцессы. Мы не говорим сейчас о крупных сделках M&A, сопровождаемых десятками юристов с каждой из сторон. Нет, речь идет о небольших сделках, которые тем не менее занимают большую часть рынка продаж готового бизнеса (в количественном выражении). Небольшой бюджет сделки по продаже магазина, ресторана или ларька с хот-догами обычно не вмещает в себя по-настоящему квалифицированное юридическое сопровождение. Предприниматели стремятся все сделать сами и зачастую допускают досадные ошибки, приводящие к значительным убыткам. В статье пойдет речь о возможных способах оформления именно таких небольших сделок.

Смотрите также статью «Покупка бизнес-активов. Полезные советы»

Что такое бизнес?

В обыденной жизни мы привыкли толковать термин «бизнес» очень широко. Часто он используется как синоним слова предпринимательство. Под ним понимается любое осуществляемое на собственный страх и риск и приносящее прибыль занятие. Хотя эти понятия все же не совпадают.

Под предпринимательством принято понимать, прежде всего, деятельность, тогда как бизнес – понятие более широкое. По сути, это – совокупность деятельности и имущества, которым такая деятельность обеспечивается. Бизнесом считается и пошив носков на дому, и гигантская многопрофильная корпорация. Безусловно, и способы передать такие разные бизнесы другим владельцам очень сильно отличаются. Поэтому мы будем рассматривать только способы продажи небольшого бизнеса: ресторана.

Предпродажная проверка

Известная поговорка «не обманешь, не продашь», как ни странно, работает и при реализации такого специфического товара, как собственное дело. Поэтому очень часто сделка по продаже (покупке) бизнеса превращается в соревнование между продавцом и покупателем. Первый пытается спрятать факты, способные снизить цену или привести к отказу от сделки, второй – эти факты найти. Причем не имеет значения, идет ли речь о семейном ресторанчике или о слиянии гигантских корпораций. И там и там люди действуют исходя из одних и тех же побуждений. Только в первом случае прячут документы по сомнительным долгам, а во втором – используют различные схемы, чтобы искусственно завысить финансовые показатели.

В такой ситуации особое значение имеет проверка объекта сделки. Если ее не провести, можно оказаться в очень неприятной ситуации, вплоть до того, что покупатель приобретет совсем не то, на что рассчитывал.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.