• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» апрель 2017
  • Рубрика Делопроизводство в кадровой службе

Как делегировать право издания распорядительных документов

  • Рейтинг 5
  • 0 комментариев
  • 93 просмотра
Полистать демо-версию печатного журнала
Какие права можно делегировать? И какими документами это стоит оформить при передаче полномочий на постоянной или временной основе (например, для штатного заместительства в отношении временно отсутствующего руководителя его заместителем)? Как можно внести дополнительную ясность, закрепив в локальных нормативных актах организации права на издание разных видов распорядительных документов за разными «уровнями власти»?


Какие права можно делегировать? И какими документами это стоит оформить при передаче полномочий на постоянной или временной основе (например, для штатного заместительства в отношении временно отсутствующего руководителя его заместителем)? Как можно внести дополнительную ясность, закрепив в локальных нормативных актах организации права на издание разных видов распорядительных документов за разными «уровнями власти»?

Чем больше работает руководитель, тем больше растет бизнес и прибавляется работы. Поэтому одно из основных умений успешного руководителя, которому учит бессчетное количество бизнес-школ, это организация команды и грамотное распределение полномочий внутри нее. А вы можете ему помочь правильно документировать это.

Что такое делегирование?

Корни самого понятия «делегирование» традиционно относят к латинскому термину «delegare», наиболее распространенными значениями которого являются: «назначать» и «посылать». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка1, дает этому термину следующее определение: «предоставлять кому-либо осуществление моего права; уполномочивать». Однокоренными данному термину являются такие привычные для русского языка иностранные слова, как делегат и делегация. Уже по сути самих терминов видно, что главным в делегировании является именно передача неких властных или представительских возможностей (полномочий), как правило, одновременно с полномочиями передаются и коррелирующие им обязанности, ответственность.

По сути, любые права и обязанности, которыми наделены отдельные сотрудники организации, получены ими путем делегирования полномочий с вышестоящего уровня ответственности. Например, начальник отдела, отдавая распоряжение своему прямому подчиненному, действует в рамках полномочий, полученных им от генерального директора.

Распределение полномочий в хозяйственных обществах

Система управления любой организации представляет собой иерархическую структуру, жестко определенную действующим законодательством. На верхней ступени находится обычно коллегиальный орган лиц, обладающих комплексом корпоративных прав, связанных с правом владения акциями или долями организации. Это общее собрание акционеров в акционерных обществах (АО) и общее собрание участников в обществах с ограниченной ответственностью (ООО). Данные органы обладают высшим набором полномочий и компетенций, но они не могут делегировать большую часть своих полномочий ниже – иным органам общества2.

Второй уровень иерархии – это совет директоров (наблюдательный совет). В АО он так же обладает неделегируемыми полномочиями3, в ООО закон регулирует вопросы компетенции данного органа более либерально. Фактически участники вправе самостоятельно определить его компетенцию за счет перераспределения полномочий между общим собранием участников и исполнительными органами4.

На третьем уровне иерархии находятся исполнительные органы общества (единоличный или коллегиальный). Полномочия этого уровня определены по остаточному принципу – они решают все иные вопросы, связанные с управлением организацией, не отнесенные к компетенции вышестоящих органов хозяйственного общества.

Для верхушки пирамиды власти компании вопросы полномочий и компетенций решены на законодательном уровне5. По сути, в данном случае даже само понятие делегирование использовать не корректно. Речь идет о перераспределении полномочий в разрешенных законом рамках. Такое перераспределение фиксируется в основном документе общества – уставе.

В отличие от закрепленной властной системы высших коллегиальных органов исполнительные органы более свободны в своем праве передавать полномочия на более низкие уровни организационной иерархии. Именно поэтому, когда мы говорим о делегировании, мы чаще всего говорим о передаче полномочий генерального директора другим сотрудникам компании.

Что именно мы передаем?

Есть множество способов систематизации компетенций генерального директора. Их можно разделить на внешние (представление в госорганах и перед иными третьими лицами, заключение сделок) и внутренние (организация производственного процесса, управление коллективом, представление организации в трудовых отношениях с работниками). Можно разделить на регулирующие отношения с группой лиц (издание ЛНА) и индивидуальные отношения с конкретным работником (издание приказов о приеме на работу и увольнении, например) и т.п.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.