Top.Mail.Ru

Управленческая шизофрения, или Как справиться с психопатологическим взглядом на управление

Как ни странно, но медицинские аналогии можно проследить в менеджменте. Наблюдатель, заглянув в ту или иную компанию, обнаружит, что стиль управления там истероидный или шизоидный. Это не значит, что те или иные особенности управления обязательно «плохие», наоборот, довольно часто они помогают компании и персоналу достичь целей. Разберем несколько «медицинских» типов руководства и организации.

Можно по-разному оценивать эффективность управления организацией – анализируя бизнес-процессы, финансовую или организационную структуры. Мы предлагаем взглянуть на менеджмент под необычным, медицинским углом зрения.

В психологической науке есть типология, построенная на клинической классификации болезней. Дело в том, что так называемые акцентуации (особенности характера здоровых людей) имеют много общего с проявлениями психических заболеваний. Причем эти общие свойства касаются нескольких сторон психики: мышления, памяти, эмоциональной сферы, отношений.

Возьмем для примера эпилептоидный тип. Про эпилепсию знают многие – это заболевание, для которого характерны более или менее частые судорожные припадки. Но заболевание этим не ограничивается. Для больных характерны и другие симптомы: дисфория (тоскливое настроение), экстатические состояния (интенсивные очень приятные переживания), «застревание» на различных идеях, мыслях и т.д. Похожие особенности, пусть и менее выраженные, есть и у здорового человека, исключая, конечно, припадки (это главное, что отличает больного от здорового). Эпилептоиды по большей части злопамятны, чрезвычайно упорны, их трудно в чем-то переубедить, и у них бывают периоды очень мрачного настроения.

Удивительно, но подобные медицинские аналогии можно проследить и в менеджменте. Наблюдатель, заглянув в ту или иную компанию, обнаружит, что стиль управления там истероидный или шизоидный. Что все или почти все линейные руководители ведут себя согласно этой линии поведения. Это не значит, что те или иные особенности управления обязательно «плохие», наоборот, довольно часто они помогают компании и персоналу достичь целей. Однако любое явление имеет свою отрицательную сторону. Порой та или иная «болезнь» поражает организацию настолько, что компания со временем разваливается. Чтобы этого не произошло, hr-менеджеры должны отслеживать, какой характер, стиль, ошибки преобладают в практике управления организацией на разных уровнях, чтобы предупредить негативные последствия. Мы разберем несколько «медицинских» типов руководства и организации.

Истерия в стиле руководства

Основная черта истерических личностей – демонстративность, наигранность эмоций. Такие люди – вечные актеры. У них все происходит нарочито, прилюдно, с эффектами. Иногда истероидной становится и целая организация, все люди в которой демонстрируют (демонстрация – вообще ключевая особенность) что-либо – повышенную занятость, приверженность делу, любовь к коллективу.

В компании проходят постоянные собрания с выступлениями, в коллективе есть активисты. Кого-то при всех ругают, кого-то хвалят. На совещаниях руководитель говорит лозунгами. При этом для сотрудников, начиная от исполнителей и заканчивая топ-менеджерами, характерно отсутствие критического, вдумчивого подхода. В таких организациях любят копировать «передовой опыт», но делают ставку на внешние эффекты.

В истерических организациях не умеют слушать, поэтому обсуждения в отделах проходят неконструктивно, как в политическом ток-шоу, где оппоненты не пытаются выяснить позицию друг друга, а поливают грязью в прямом эфире.

Есть и плюсы. Атмосфера в таких компаниях всегда живая, немного нервная. Новые проекты и идеи буквально витают в воздухе. В подобных организациях интересно работать молодежи – требования к квалификации невысоки, а деятельность чем-то напоминает то ли соревнование, то ли турпоход.

Пример 1

В известной страховой компании царит дух истерического управления. Ценятся эмоциональные сотрудники, умеющие «дружить». Спокойный человек, не склонный к ярким эмоциональным всплескам, получает ярлык зануды и отвергается коллективом. Страховых агентов постоянно «сплачивают» на корпоративах, тимбилдингах и других мероприятиях, где они кричат речевки, выступают с песнями и стихами. Каждое утро руководители отделов проводят небольшие планерки, на которых обязательно говорят какую-нибудь воодушевляющую речь про свою приверженность к компании и общее великое будущее сотрудников. Генеральный директор во время совещания может внезапно вскочить и отчитать провинившегося сотрудника, срываясь на визг.

Как появляется истерический стиль руководства? Причин тут несколько:

1. Отсутствие системы управления. Когда в организации не...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Полиграф в кадровой работе

Из статьи узнаете: что представляет собой исследование на полиграфе; как регламентируется его использование в российском законодательстве; в чем может быть польза от его применения работодателем, какие риски следует принимать во внимание; как сейчас складывается практика использования полиграфа в трудовых и связанных с ними отношениях. В вашем распоряжении – ​образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.