• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» май 2017
  • Рубрика Технологии эффективности

Управленческая шизофрения, или
Как справиться с психопатологическим взглядом на управление

  • 0 комментариев
  • 13 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Как ни странно, но медицинские аналогии можно проследить в менеджменте. Наблюдатель, заглянув в ту или иную компанию, обнаружит, что стиль управления там истероидный или шизоидный. Это не значит, что те или иные особенности управления обязательно «плохие», наоборот, довольно часто они помогают компании и персоналу достичь целей. Разберем несколько «медицинских» типов руководства и организации.


Можно по-разному оценивать эффективность управления организацией – анализируя бизнес-процессы, финансовую или организационную структуры. Мы предлагаем взглянуть на менеджмент под необычным, медицинским углом зрения.

В психологической науке есть типология, построенная на клинической классификации болезней. Дело в том, что так называемые акцентуации (особенности характера здоровых людей) имеют много общего с проявлениями психических заболеваний. Причем эти общие свойства касаются нескольких сторон психики: мышления, памяти, эмоциональной сферы, отношений.

См. статью «Прогнозируем поведение сотрудников в целях оптимизации кадровой политики и обеспечения безопасности»

Возьмем для примера эпилептоидный тип. Про эпилепсию знают многие – это заболевание, для которого характерны более или менее частые судорожные припадки. Но заболевание этим не ограничивается. Для больных характерны и другие симптомы: дисфория (тоскливое настроение), экстатические состояния (интенсивные очень приятные переживания), «застревание» на различных идеях, мыслях и т.д. Похожие особенности, пусть и менее выраженные, есть и у здорового человека, исключая, конечно, припадки (это главное, что отличает больного от здорового). Эпилептоиды по большей части злопамятны, чрезвычайно упорны, их трудно в чем-то переубедить, и у них бывают периоды очень мрачного настроения.

Удивительно, но подобные медицинские аналогии можно проследить и в менеджменте. Наблюдатель, заглянув в ту или иную компанию, обнаружит, что стиль управления там истероидный или шизоидный. Что все или почти все линейные руководители ведут себя согласно этой линии поведения. Это не значит, что те или иные особенности управления обязательно «плохие», наоборот, довольно часто они помогают компании и персоналу достичь целей. Однако любое явление имеет свою отрицательную сторону. Порой та или иная «болезнь» поражает организацию настолько, что компания со временем разваливается. Чтобы этого не произошло, hr-менеджеры должны отслеживать, какой характер, стиль, ошибки преобладают в практике управления организацией на разных уровнях, чтобы предупредить негативные последствия. Мы разберем несколько «медицинских» типов руководства и организации.

Истерия в стиле руководства

Основная черта истерических личностей – демонстративность, наигранность эмоций. Такие люди – вечные актеры. У них все происходит нарочито, прилюдно, с эффектами. Иногда истероидной становится и целая организация, все люди в которой демонстрируют (демонстрация – вообще ключевая особенность) что-либо – повышенную занятость, приверженность делу, любовь к коллективу.

В компании проходят постоянные собрания с выступлениями, в коллективе есть активисты. Кого-то при всех ругают, кого-то хвалят. На совещаниях руководитель говорит лозунгами. При этом для сотрудников, начиная от исполнителей и заканчивая топ-менеджерами, характерно отсутствие критического, вдумчивого подхода. В таких организациях любят копировать «передовой опыт», но делают ставку на внешние эффекты.

В истерических организациях не умеют слушать, поэтому обсуждения в отделах проходят неконструктивно, как в политическом ток-шоу, где оппоненты не пытаются выяснить позицию друг друга, а поливают грязью в прямом эфире.

Есть и плюсы. Атмосфера в таких компаниях всегда живая, немного нервная. Новые проекты и идеи буквально витают в воздухе. В подобных организациях интересно работать молодежи – требования к квалификации невысоки, а деятельность чем-то напоминает то ли соревнование, то ли турпоход.

Пример 1
СвернутьПоказать

В известной страховой компании царит дух истерического управления. Ценятся эмоциональные сотрудники, умеющие «дружить». Спокойный человек, не склонный к ярким эмоциональным всплескам, получает ярлык зануды и отвергается коллективом. Страховых агентов постоянно «сплачивают» на корпоративах, тимбилдингах и других мероприятиях, где они кричат речевки, выступают с песнями и стихами. Каждое утро руководители отделов проводят небольшие планерки, на которых обязательно говорят какую-нибудь воодушевляющую речь про свою приверженность к компании и общее великое будущее сотрудников. Генеральный директор во время совещания может внезапно вскочить и отчитать провинившегося сотрудника, срываясь на визг.

Как появляется истерический стиль руководства? Причин тут несколько:

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.