• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» май 2017
  • Рубрика Архивное дело

В какой архив сдавать документы ликвидированного ФГУП?

В какое архивное учреждение сдавать документы ликвидируемого федерального предприятия, если оно находится далеко от Москвы? Интересно посмотреть, как суды умудрялись найти аргументацию для того, чтобы направить такие документы то в федеральный, то в региональный архив.
А еще вы узнаете, на что теперь могут ссылаться региональные архивы, требуя финансирования из федерального бюджета за хранение ими «федеральных» документов.



Как возникла проблема

Исторически так сложилось, что при комплектовании государственных и муниципальных архивов в основном использовался территориальный принцип – архивы принимали на хранение документы организаций, действовавших на территории соответствующего региона или муниципального образования, даже если их подчиненность была иная. С принятием в 2004 году Закона об архивном деле1, который разделил Архивный Фонд страны на федеральную, региональную и муниципальную собственность, возникла проблема с передачей на архивное хранение документов организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, но территориально расположенных в различных регионах нашей страны. Аналогичная проблема существует и для документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Проблема заключается не только в том, что федеральные архивы изначально были рассчитаны на хранение документов лишь высших органов государственной власти и физически не в состоянии вместить «богатства» всех ликвидируемых по стране организаций с федеральной формой собственности. Пожалуй, даже более острым является вопрос о том, кто будет платить за хранение документов: региональные и муниципальные архивы финансируются из соответствующих бюджетов, и выделение ими средств на хранение документов, находящихся в федеральной собственности, не только затруднительно, но и является серьезным нарушением бюджетного законодательства, за которое могут привлечь – и привлекают – к ответственности.

К сожалению, за 12 лет, прошедших с момента принятия нового архивного закона, не было предпринято ни одной сколько-нибудь серьезной попытки решить данный вопрос на законодательном уровне, урегулировав раз и навсегда права и обязанности всех участников этих постоянно возникающих споров. Без этого в условиях острой нехватки площадей и сокращающегося финансирования архивов всех уровней особого желания принимать на хранение «чужие» документы не наблюдается.

Анализ требований законодательства с практикой их выполнения см. в статье «Каким организациям при ликвидации какие документы нужно сдавать в архив?»

В российском законодательстве нормы, устанавливающие требования к передаче документов на архивное хранение в случае ликвидации организации, установлены не только в Законе об архивном деле, но и в ряде других законов, регламентирующих деятельность организаций различных форм собственности.

В Федеральном законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»2 в статье 28 «Хранение документов унитарного предприятия» перечислены основные виды документов, которые МУПы и ГУПы обязаны хранить. Одновременно установлено (п. 3), что при ликвидации унитарного предприятия документы «передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Отмечу, что такая норма установлена только для унитарных предприятий! В законах «Об акционерных обществах»3 и «Об обществах с ограниченной ответственностью»4 таких требований нет.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.