• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» июнь 2017
  • Рубрика Взаимоотношения с госорганами

Если ваш контрагент – фирма-однодневка

Работая с однодневкой, вы должны понимать, что в случае предъявления претензий налоговиков в суде их будет сложно опровергнуть. Арбитры стали повсеместно указывать на непроявление организациями должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов. Поэтому прежде, чем заключить договор, следует тщательно проверить поставщика. Как это сделать и на что обратить внимание, читайте в статье нашего эксперта.


В последнее время налоговики часто обвиняют организации в незаконных операциях, включая обналичку денежных средств с использованием фирм-однодневок. Результатом таких заявлений является объявление затрат по сделкам с данными контрагентами необоснованными. Параллельно следует отказ в применении вычетов по НДС, уплаченному спорным контрагентам. Соответственно, с указанных расходов и сумм НДС доначисляются налоги, штрафы и пени. Ладно бы, если компания и правда была виновата, но ведь зачастую о неблагонадежности партнера по сделке узнают в момент получения налогового требования о предоставлении документов или пояснений. И если раньше расходы и НДС по сделкам с такими контрагентами можно было отстоять в судебном порядке, то сейчас арбитры массово поддерживают налоговиков.

Признаки однодневок

Название «однодневки» пошло от того, что такие фирмы работают очень недолго (год-два), а потом их бросают. Умышленное использование их в предпринимательской деятельности является распространенным способом уклонения от налогообложения. Суть схемы сводится к искусственному включению таких контрагентов в цепочку хозяйственных связей. Организация оплачивает однодневке сумму за товар (работы / услуги), которые реально не поставлялись.

См. статью «Как защитить себя от недобросовестного партнера: анализ судебной практики»

Для оценки налоговых рисков чиновники предлагают опираться на Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее - Общедоступные критерии) (письма Минфина России от 21.02.2017 № 03-02-07/1/10004, от 14.02.2017 № 03-02-08/7955, от 13.02.2017 № ЕД-4-15/2518@).

Для фирмы-однодневки характерны следующие признаки:

  • регистрация по адресу массовой регистрации;
  • отсутствие реальной деятельности;
  • непредставление отчетности либо представление «нулевой» отчетности;
  • неоплата налогов (письмо ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84).

Также можно отметить следующие факторы по таким компаниям:

  • номинальные руководитель и учредители;
  • минимальная численность (обычно один человек);
  • отсутствие основных средств и активов.

Усугубят ситуацию отсутствие (п. 12 Общедоступных критериев):

  • личных контактов при обсуждении условий сделки;
  • свидетельств о возможности реального выполнения условий договора;
  • документального подтверждения полномочий руководителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • документального подтверждения полномочий иного представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • информации о фактическом местонахождении компании и ее складских (производственных, торговых) площадей;
  • информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров, нет сайта и т. п.).

Каждый из перечисленных признаков сам по себе не указывает на проблемность контрагента, а вот их совокупность налоговикам точно не понравится.

Разъяснения чиновников и судебная практика

Налоговики определяют зону налоговых рисков организаций не только по результатам своей работы, но и с учетом сложившейся арбитражной практики (письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03-01-11/53156).

Судебная практика по данному вопросу многочисленна (несколько тысяч постановлений) и разнообразна. Тем не менее тенденция очевидна: в последнее время арбитры в основном поддерживают налоговиков. Причем отдельные нарушения некритичны, а вот их совокупность ведет к отказу в принятии расходов и вычетов. Рассмотрим основные аргументы по таким делам.

Государственная регистрация

Все ваши контрагенты должны быть зарегистрированы в едином государственном реестре (письмо Минфина России от 12.07.2016 № 03-01-10/41099). Все данные можно найти на сайте ФНС (https://egrul.nalog.ru/). Если контрагент не зарегистрирован в ЕГРЮЛ (или ЕГРИП), то определенно не стоит иметь с ним дело, т. к. расходы от такого поставщика учесть не получится.

Имейте в виду, что наличие выписки из реестра в отношении контрагента только подтверждает факт его государственной регистрации и не может являться единственным доказательством проявления должной осмотрительности (письма Минфина России от 16.10.2015 № 03-02-07/1/59422 и ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124).

Судебная практика
СвернутьПоказать

Арбитры отметили, что информация о регистрации в ЕГРЮЛ не характеризует организацию как добросовестного (либо недобросовестного) налогоплательщика (постановления АС Дальневосточного округа от 02.02.2017 № Ф03-6266/2016, Северо-Западного округа от 30.03.2017 № Ф07-1812/2017, Северо-Кавказского округа от 03.03.2017 № Ф08-662/2017, Поволжского округа от 22.02.2017 № Ф06-17592/2017).

Уполномоченные лица

Кто является руководителем организации, указано в выписке из ЕГРЮЛ (Ф.И.О., ИНН).

См. статью «Подписание документов неуполномоченными лицами»
Судебная практика
СвернутьПоказать

Суд пришел к выводу о том, что счета-фактуры подписаны от имени руководителей контрагентов неустановленными лицами (в первом случае подписант директором не был; во втором - он являлся директором, но умер до составления данных документов). Налогоплательщик не проявил должной степени осмотрительности при выборе контрагентов, поскольку названные обстоятельства могли быть им установлены при получении выписок из ЕГРЮЛ (постановление АС Волго-Вятского округа от 16.10.2015 № Ф01-4097/2015).

Если документы подписывает иное лицо, то надо иметь подтверждение его полномочий: доверенность или другой документ (письмо Минфина России от 29.11.2013 № 03-02-07/1/51753).

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.