Top.Mail.Ru

Если ваш контрагент – фирма-однодневка

Работая с однодневкой, вы должны понимать, что в случае предъявления претензий налоговиков в суде их будет сложно опровергнуть. Арбитры стали повсеместно указывать на непроявление организациями должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов. Поэтому прежде, чем заключить договор, следует тщательно проверить поставщика. Как это сделать и на что обратить внимание, читайте в статье нашего эксперта.

В последнее время налоговики часто обвиняют организации в незаконных операциях, включая обналичку денежных средств с использованием фирм-однодневок. Результатом таких заявлений является объявление затрат по сделкам с данными контрагентами необоснованными. Параллельно следует отказ в применении вычетов по НДС, уплаченному спорным контрагентам. Соответственно, с указанных расходов и сумм НДС доначисляются налоги, штрафы и пени. Ладно бы, если компания и правда была виновата, но ведь зачастую о неблагонадежности партнера по сделке узнают в момент получения налогового требования о предоставлении документов или пояснений. И если раньше расходы и НДС по сделкам с такими контрагентами можно было отстоять в судебном порядке, то сейчас арбитры массово поддерживают налоговиков.

Признаки однодневок

Название «однодневки» пошло от того, что такие фирмы работают очень недолго (год-два), а потом их бросают. Умышленное использование их в предпринимательской деятельности является распространенным способом уклонения от налогообложения. Суть схемы сводится к искусственному включению таких контрагентов в цепочку хозяйственных связей. Организация оплачивает однодневке сумму за товар (работы / услуги), которые реально не поставлялись.

Для оценки налоговых рисков чиновники предлагают опираться на Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее - Общедоступные критерии) (письма Минфина России от 21.02.2017 № 03-02-07/1/10004, от 14.02.2017 № 03-02-08/7955, от 13.02.2017 № ЕД-4-15/2518@).

Для фирмы-однодневки характерны следующие признаки:

  • регистрация по адресу массовой регистрации;
  • отсутствие реальной деятельности;
  • непредставление отчетности либо представление «нулевой» отчетности;
  • неоплата налогов (письмо ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84).

Также можно отметить следующие факторы по таким компаниям:

  • номинальные руководитель и учредители;
  • минимальная численность (обычно один человек);
  • отсутствие основных средств и активов.

Усугубят ситуацию отсутствие (п. 12 Общедоступных критериев):

  • личных контактов при обсуждении условий сделки;
  • свидетельств о возможности реального выполнения условий договора;
  • документального подтверждения полномочий руководителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • документального подтверждения полномочий иного представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • информации о фактическом местонахождении компании и ее складских (производственных, торговых) площадей;
  • информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров, нет сайта и т. п.).

Каждый из перечисленных признаков сам по себе не указывает на проблемность контрагента, а вот их совокупность налоговикам точно не понравится.

Разъяснения чиновников и судебная практика

Налоговики определяют зону налоговых рисков организаций не только по результатам своей работы, но и с учетом сложившейся арбитражной практики (письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03-01-11/53156).

Судебная практика по данному вопросу многочисленна (несколько тысяч постановлений) и разнообразна. Тем не менее тенденция очевидна: в последнее время арбитры в основном поддерживают налоговиков. Причем отдельные нарушения некритичны, а вот их совокупность ведет к отказу в принятии расходов и вычетов. Рассмотрим основные аргументы по таким делам.

Государственная регистрация

Все ваши контрагенты должны быть зарегистрированы в едином государственном реестре (письмо Минфина России от 12.07.2016 № 03-01-10/41099). Все данные можно найти на сайте ФНС (https://egrul.nalog.ru/). Если контрагент не зарегистрирован в ЕГРЮЛ (или ЕГРИП), то определенно не стоит иметь с ним дело, т. к. расходы от такого поставщика учесть не получится.

Имейте в виду, что наличие выписки из реестра в отношении контрагента только подтверждает факт его государственной регистрации и не может являться единственным доказательством проявления должной осмотрительности (письма Минфина России от 16.10.2015 № 03-02-07/1/59422 и ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124).

Судебная практика

Арбитры отметили, что информация о регистрации в ЕГРЮЛ не характеризует организацию как добросовестного (либо недобросовестного) налогоплательщика (постановления АС Дальневосточного округа от 02.02.2017 № Ф03-6266/2016, Северо-Западного округа от 30.03.2017 № Ф07-1812/2017, Северо-Кавказского округа от 03.03.2017 № Ф08-662/2017, Поволжского округа от 22.02.2017 № Ф06-17592/2017).

Уполномоченные лица

Судебная практика

Суд пришел к выводу о том, что счета-фактуры подписаны от имени руководителей контрагентов неустановленными лицами (в первом случае подписант директором не был; во втором - он являлся директором, но умер до составления данных документов). Налогоплательщик не проявил должной степени осмотрительности при выборе контрагентов, поскольку названные обстоятельства могли быть им установлены при получении выписок из ЕГРЮЛ (постановление АС Волго-Вятского округа от 16.10.2015 № Ф01-4097/2015).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Налоговая проверка в компании: как подготовиться

Самым надежным способом подготовки компании к налоговой проверке остается постоянное внимание к деталям и содержание в порядке документов, электронной информации, досье контрагентов, регулярный инструктаж персонала. Это позволит компании и индивидуальному предпринимателю снизить налоговые риски и поможет оспорить решение налоговиков, если такая необходимость возникнет. Как оценить вероятность скорой проверки, а также на что обратить внимание перед неминуемым приходом инспекторов, как подготовить сотрудников, читайте в статье.

Учимся оформлять доверенность

По работе бухгалтер часто сталкивается с доверенностью. Иногда ее приходится составлять на сотрудников собственной компании, а порой – и на сторонних лиц. Расскажем об основных реквизитах документа, о том, какие сведения о доверителе и представителе стоит отразить. Рассмотрим виды доверенностей, а также нюансы ее регистрации.

Как защитить себя от недобросовестного партнера: анализ судебной практики

Любая компания или индивидуальный предприниматель начинают свою деятельность с заключения договоров с деловыми партнерами. Причем в зависимости от того, насколько грамотно будет построена работа с контрагентами, заключением договоров, подписанием документов, зависит «налоговый» исход дела. Советы от практиков – в нашей статье.

Подписание документов неуполномоченными лицами

Одним из реквизитов первичных учетных документов является подпись должностного лица. Однако далеко не любой работник имеет право подписывать такие документы. Например, заместитель генерального директора, несмотря на свой статус, без надлежащего оформления передачи полномочий не может поставить подпись за руководителя. Что же делать бухгалтеру, чтобы обезопасить себя от принятия к учету документов, подписанных неуполномоченными лицами?

Подписание документов неуполномоченными лицами

Одним из реквизитов первичных учетных документов является подпись должностного лица. Однако далеко не любой работник имеет право подписывать такие документы. Например, заместитель генерального директора, несмотря на свой статус, без надлежащего оформления передачи полномочий не может поставить подпись за руководителя. Что же делать бухгалтеру, чтобы обезопасить себя от принятия к учету документов, подписанных неуполномоченными лицами?

Налоговая проверка в компании: как подготовиться

Самым надежным способом подготовки компании к налоговой проверке остается постоянное внимание к деталям и содержание в порядке документов, электронной информации, досье контрагентов, регулярный инструктаж персонала. Это позволит компании и индивидуальному предпринимателю снизить налоговые риски и поможет оспорить решение налоговиков, если такая необходимость возникнет. Как оценить вероятность скорой проверки, а также на что обратить внимание перед неминуемым приходом инспекторов, как подготовить сотрудников, читайте в статье.

Как защитить себя от недобросовестного партнера: анализ судебной практики

Любая компания или индивидуальный предприниматель начинают свою деятельность с заключения договоров с деловыми партнерами. Причем в зависимости от того, насколько грамотно будет построена работа с контрагентами, заключением договоров, подписанием документов, зависит «налоговый» исход дела. Советы от практиков – в нашей статье.

Учимся оформлять доверенность

По работе бухгалтер часто сталкивается с доверенностью. Иногда ее приходится составлять на сотрудников собственной компании, а порой – и на сторонних лиц. Расскажем об основных реквизитах документа, о том, какие сведения о доверителе и представителе стоит отразить. Рассмотрим виды доверенностей, а также нюансы ее регистрации.