Новый ГОСТ должен вступить в силу 1 июля 2017 года. Какие проблемы возникли с его официальной публикацией?
Чем парировать утверждения коллег из других подразделений о рекомендательном (т.е. необязательном) характере стандартов на оформление управленческих документов? Какова область применения нового ГОСТ?
В конце статьи приведена сравнительная таблица состава реквизитов ОРД по старому ГОСТ Р 6.30-2003, по новому ГОСТ Р 7.0.97-2016 и по Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.
Новый стандарт ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (далее – Стандарт; ГОСТ Р 7.0.97-2016) утвержден приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст. Он вводится в действие с 1 июля 2017 года взамен ГОСТ Р 6.30-2003.
Разработчики нового Стандарта ссылались на приоритетность Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 (далее – Правила делопроизводства в ФОИВ), в которые сначала необходимо было внести изменения, касающиеся названий в перечне реквизитов документов, создаваемых в ФОИВ. Последние изменения в эти Правила вносились в апреле 2016 года, и сейчас их перечень реквизитов планируется привести в соответствие новому Стандарту.
На подготовку к внедрению ГОСТ Р 7.0.97-2016 было отведено полгода, но, к сожалению, в марте 2017 г. на сайте ВНИИДАД было опубликовано информационное сообщение о том, что в процессе редакционно-подготовительных работ ФГУП «Стандартинформ» допустил в официальном издании ряд неточностей и ошибок, которые требуют исправления. Речь идет не только о расположении реквизитов в примерах и формулярах-образцах (ошибки в Рисунках Б.1 и Б.2), но и об элементарном редактировании их описания («центруются» вместо «центрируются» и т.п.).
Таким образом, официальное издание Стандарта будет повторено, мы рекомендуем всем руководствоваться только им и использовать публикацию на официальном сайте www.gost.ru.
Обязательный или рекомендательный характер?
В ГОСТ Р 6.30-2003 первый раздел об области применения стандарта заканчивается абзацем: «требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми», что соответствовало положениям действующего законодательства на момент его утверждения. Но законодательство изменилось.
Сейчас службам делопроизводства очень часто приходится парировать утверждения, что «стандарты по делопроизводству имеют рекомендательный характер» и каждый сотрудник имеет право оформлять служебные документы так, как он хочет, или так, как он научился составлять документы на прежнем месте работы.
Считаем, что сама постановка вопроса об обязательном или рекомендательном характере стандартов на оформление документов является некорректной. Если мы руководствуемся действующим в настоящее время Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», то заметим, что из него исключены статьи, определяющие характер документов по стандартизации как рекомендательный. А Закон о стандартизации говорит о добровольности применения стандартов:
Фрагмент документа
Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
Статья 2. Основные понятия
Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) документ по стандартизации – документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики... а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;
...5) национальный стандарт – документ по стандартизации, который разработан... в техническом комитете по стандартизации1 или проектном техническом комитете по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации...
Статья 26. Общие правила применения документов национальной системы стандартизации
1. Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации...
3. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Таким образом, новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 ваша организация может применять на добровольной основе, чтобы не тратить силы на «изобретение велосипеда». А чтобы обязать сотрудников организации оформлять организационно-распорядительные документы по правилам, их необходимо зафиксировать в Инструкции по делопроизводству или ином локальном нормативном акте (далее ЛНА). Но лучше не ограничиваться внесением туда отсылочной фразы об обязательности применения у вас нового ГОСТ Р 7.0.97-2016, а учесть его требования в процессе документирования уже налаженных бизнес-процессов и поместить в ЛНА детализированное описание оформления бланков, типовых формуляров, шаблонов, образцов и реквизитов документов, которое будет действовать в вашей организации.
Обязательным для применения Cтандарт является также в случаях, когда организация публично заявляет, что применяет установленные им правила (ч. 3 ст. 26 Закона о стандартизации) и отражает стандарт в соответствующей маркировке объектов стандартизации.
Уже готовятся изменения в Закон о стандартизации,...