Top.Mail.Ru

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 на оформление организационно-распорядительных документов

Новый ГОСТ должен вступить в силу 1 июля 2017 года. Какие проблемы возникли с его официальной публикацией? Чем парировать утверждения коллег из других подразделений о рекомендательном (т.е. необязательном) характере стандартов на оформление управленческих документов? Какова область применения нового ГОСТ? В конце статьи приведена сравнительная таблица состава реквизитов ОРД по старому ГОСТ Р 6.30-2003, по новому ГОСТ Р 7.0.97-2016 и по Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Новый стандарт ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (далее – Стандарт; ГОСТ Р 7.0.97-2016) утвержден приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст. Он вводится в действие с 1 июля 2017 года взамен ГОСТ Р 6.30-2003.

Разработчики нового Стандарта ссылались на приоритетность Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 (далее – Правила делопроизводства в ФОИВ), в которые сначала необходимо было внести изменения, касающиеся названий в перечне реквизитов документов, создаваемых в ФОИВ. Последние изменения в эти Правила вносились в апреле 2016 года, и сейчас их перечень реквизитов планируется привести в соответствие новому Стандарту.

На подготовку к внедрению ГОСТ Р 7.0.97-2016 было отведено полгода, но, к сожалению, в марте 2017 г. на сайте ВНИИДАД было опубликовано информационное сообщение о том, что в процессе редакционно-подготовительных работ ФГУП «Стандартинформ» допустил в официальном издании ряд неточностей и ошибок, которые требуют исправления. Речь идет не только о расположении реквизитов в примерах и формулярах-образцах (ошибки в Рисунках Б.1 и Б.2), но и об элементарном редактировании их описания («центруются» вместо «центрируются» и т.п.).

Таким образом, официальное издание Стандарта будет повторено, мы рекомендуем всем руководствоваться только им и использовать публикацию на официальном сайте www.gost.ru.

Обязательный или рекомендательный характер?

В ГОСТ Р 6.30-2003 первый раздел об области применения стандарта заканчивается абзацем: «требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми», что соответствовало положениям действующего законодательства на момент его утверждения. Но законодательство изменилось.

Сейчас службам делопроизводства очень часто приходится парировать утверждения, что «стандарты по делопроизводству имеют рекомендательный характер» и каждый сотрудник имеет право оформлять служебные документы так, как он хочет, или так, как он научился составлять документы на прежнем месте работы.

Считаем, что сама постановка вопроса об обязательном или рекомендательном характере стандартов на оформление документов является некорректной. Если мы руководствуемся действующим в настоящее время Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», то заметим, что из него исключены статьи, определяющие характер документов по стандартизации как рекомендательный. А Закон о стандартизации говорит о добровольности применения стандартов:

Фрагмент документа

Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
Статья 2. Основные понятия

Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) документ по стандартизации – документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики... а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;

...5) национальный стандарт – документ по стандартизации, который разработан... в техническом комитете по стандартизации1 или проектном техническом комитете по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации...

Статья 26. Общие правила применения документов национальной системы стандартизации

1. Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации...

3. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Таким образом, новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 ваша организация может применять на добровольной основе, чтобы не тратить силы на «изобретение велосипеда». А чтобы обязать сотрудников организации оформлять организационно-распорядительные документы по правилам, их необходимо зафиксировать в Инструкции по делопроизводству или ином локальном нормативном акте (далее ЛНА). Но лучше не ограничиваться внесением туда отсылочной фразы об обязательности применения у вас нового ГОСТ Р 7.0.97-2016, а учесть его требования в процессе документирования уже налаженных бизнес-процессов и поместить в ЛНА детализированное описание оформления бланков, типовых формуляров, шаблонов, образцов и реквизитов документов, которое будет действовать в вашей организации.

Обязательным для применения Cтандарт является также в случаях, когда организация публично заявляет, что применяет установленные им правила (ч. 3 ст. 26 Закона о стандартизации) и отражает стандарт в соответствующей маркировке объектов стандартизации.

Уже готовятся изменения в Закон о стандартизации,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Шаблоны документов в MS Word (часть 3)

В заключительной части статьи мы разберемся с полем ввода, который будет особенно удобен в анкетах и тестах (так называемая «галочка»). Покажем, какими вариантами пояснительного текста можно снабдить шаблон, чтобы при его заполнении пользователям было понятно, куда что вписывать. А еще научим устанавливать различные варианты защиты нашему детищу.

Шаблоны документов в MS Word (часть 1)

В этом номере журнала мы начинаем разбираться с возможностями шаблонов документов в MS Word: чем они могут помочь службе делопроизводства и исполнителям на местах? как создать шаблоны, взяв за основу утвержденные унифицированные формы документов организации?

Шаблоны документов в MS Word (часть 2)

В этом номере журнала начнем осваивать «начинку» шаблона документа в MS Word 2010, упражняться будем на примере служебного письма. Освоим размещение реквизитов на листе в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003. Научимся настраивать поля ввода текста; даты; элементов, выбираемых из списков; а также блоков часто повторяющихся фрагментов текста.

Для каких документов создавать бланки?

Разграничим понятия типографского бланка и электронного шаблона документа в Word или СЭД. Вы поймете, для каких разновидностей документов и авторов стоит разрабатывать индивидуальный бланк. Покажем их образцы. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Шаблоны документов в MS Word (часть 1)

В этом номере журнала мы начинаем разбираться с возможностями шаблонов документов в MS Word: чем они могут помочь службе делопроизводства и исполнителям на местах? как создать шаблоны, взяв за основу утвержденные унифицированные формы документов организации?

Разработка форм документов на предприятии

В статье описан живой опыт разработки Классификатора, Табеля и Альбома унифицированных форм документов конкретного предприятия. Автор предупреждает читателя о возможных ошибках на этом пути, советует оптимальный алгоритм действий и демонстрирует образцы оформления документов. Вы поймете, как инициировать такой проект, собрать нужную информацию с подразделений, проанализировать ее и систематизировать, оформить результаты должным образом, а потом корректировать по мере необходимости, отслеживая версионность форм документов.

Шаблоны документов в MS Word (часть 2)

В этом номере журнала начнем осваивать «начинку» шаблона документа в MS Word 2010, упражняться будем на примере служебного письма. Освоим размещение реквизитов на листе в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003. Научимся настраивать поля ввода текста; даты; элементов, выбираемых из списков; а также блоков часто повторяющихся фрагментов текста.

Для каких документов создавать бланки?

Разграничим понятия типографского бланка и электронного шаблона документа в Word или СЭД. Вы поймете, для каких разновидностей документов и авторов стоит разрабатывать индивидуальный бланк. Покажем их образцы. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.