• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» июнь 2017
  • Рубрика Технологии эффективности

Как предотвратить усталость персонала

  • 0 комментариев
  • 5 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Существует миф, что уставший человек – самый преданный компании. Того, кто истязает себя работой, сидя перед компьютером с мешками под глазами, принято хвалить. Однако рано или поздно усталость сотрудника приводит к ошибкам в работе. Роль службы персонала среди прочего и в том, чтобы внедрять в организации правильные взгляды на отдых и, по возможности, влиять на производительность персонала, внося на рассмотрение руководства предложения по профилактике усталости.


Для большинства людей вопрос: «Нужно ли отдыхать?» - безусловно, риторический. Все мы знаем, что после работы надо восстанавливаться. Каждый делает это по-своему: одни занимаются спортом, другие бездельничают, третьи сидят в Интернете или читают книжки. Для менеджера по персоналу тема отдыха имеет практическое значение, потому что эффективность организации зависит и от того, насколько человеческие ресурсы производительны.

Сколько времени и когда должен отдыхать персонал, чтобы трудиться с полной отдачей? Обычно руководители не любят думать об отдыхе сотрудников. И это вовсе не потому, что все начальники «бездушные эксплуататоры», просто они не хотят остановки бизнес-процесса, из-за которой будут страдать клиенты и организация. Поэтому линейные руководители не против, если их подчиненные остаются на пару часов после работы. Хотя, как показывает практика, такие задержки после работы имеют сомнительную ценность.

См. статью «Повышаем производительность труда»

Усталость часто принимают за самоотдачу. Того, кто истязает себя работой, сидя перед компьютером с мешками под глазами, принято хвалить. Существует коллективный миф, что уставший человек - самый преданный компании. Эта архаичная вера не учитывает, что утомленный работник может нанести урон предприятию и клиентам. Роль службы персонала в том, чтобы внедрять в организации правильные взгляды на отдых и по возможности влиять на производительность персонала, внося на рассмотрение руководства предложения по профилактике усталости.

Теории утомления

Каковы физиологические механизмы усталости? Наука знает два основных подхода. Есть гуморальные (от латинского humor - жидкость) теории, которые гласят, что в организме, длительное время выполняющем работу, изменяется химический состав жидкостей (крови, лимфы), что приводит к энергетическому истощению тех или иных органов, неприятным ощущениям и интоксикации. Все мы знаем, например, что мышцы после тяжелой работы болят, потому что в них накапливается молочная кислота. Это знание - продукт гуморальной «теории засорения». Существуют и другие подходы, описывающие усталость органов как недостаток углеводов в мышцах. В связи с этим спортсменам иногда рекомендуют для быстрого восстановления и снятия усталости съесть что-нибудь сладкое.

«Центральные» теории утомления основываются на том, что усталость в первую очередь локализуется не в теле (конечностях, мышцах), а в головном мозге, «центре». Нейрон - нервная клетка, которая «командует» тем или иным движением, имеет ограниченную способность к передаче импульса. Мы не можем совершать одно и то же простое действие бесконечно.

Пример 1
СвернутьПоказать

Возьмите карандаш и с как можно большей скоростью ставьте на листе бумаге точки. Через несколько минут вам надоест, а спустя некоторое время вы возненавидите несложные действия всей душой и начнете бороться с позывами ко сну. Это проявление утомления. Если продолжать ставить точки, то через какое-то время сработает охранительное торможение и вы уснете. Если же вы переключитесь на другую деятельность (например, продолжите читать эту статью), то сонливость пройдет.

В развитии утомления большую роль играют не только физиологические резервы нервных клеток или мышц. Огромное значение имеет мотивация человека. Когда человеку интересно то, чем он занимается, усталость наступает значительно позже. И это еще один плюс в пользу центральных теорий утомления, поскольку волевые центры находятся в мозге.

Пример 2
СвернутьПоказать

Обратите внимание на людей, которые трудятся в разных подразделениях. Сравните работников, у которых деятельность не сложна, но монотонна и неинтересна (например, погрузочно-разгрузочные работы на складе), и, допустим, маркетологов. Несмотря на то что перед последними стоят интеллектуально более сложные задачи и приходится интенсивно задействовать интеллект, они, как правило, выглядят более мотивированными, чем сотрудники склада. Офисные работники могут задержаться в конце дня, отложить отпуск, если у них интересный проект. Грузчики же не будут трудиться больше восьми часов, если их не заинтересовать материально.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.