• Журнал «Юридический справочник руководителя» июль 2017
  • Рубрика В фокусе

Какая реклама будет признана недостоверной

Недостоверной признается реклама, которая содержит сведения, не соответствующие действительности, в частности о преимуществах, характеристиках, ассортименте, комплектации или цене товара. Также в недостоверной рекламе могут быть указаны ложные данные об условиях доставки (обмена, ремонта, обслуживания) товара, о рекомендациях граждан и компаний, об изготовителе или продавце. Выясним, какие именно рекламные формулировки антимонопольные органы и суды считают недостоверными.


В прошлый раз мы рассказали о том, какая реклама является недобросовестной. В этом номере продолжим анализировать законодательные требования к рекламе и поговорим о недостоверной рекламе.

Часть 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) содержит запрет на недостоверную рекламу. А перечень случаев, когда реклама признается недостоверной, содержится в ч. 3 этой же статьи. Приведем ее полностью.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Часть 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

  1. о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  2. о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
  3. об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
  4. о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
  5. об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
  6. о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
  7. об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
  8. о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
  9. об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
  10. о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
  11. о результатах исследований и испытаний;
  12. о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
  13. о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
  14. об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
  15. о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
  16. о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
  17. об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
  18. о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  19. о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
  20. об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Далее остановимся на наиболее распространенных способах недостоверной рекламы.

Недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого товара1

Сравнение своего товара с продукцией конкурентов – один из самых эффективных способов рекламы. При этом свой товар, разумеется, преподносят в лучшем свете. Вот только многие рекламодатели переходят грань дозволенного и приводят в рекламе сведения, не соответствующие действительности. Например, употребляют фразы:

  • «Доступнее, чем в банке» (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 № 09АП-43551/2016 по делу № А40-134986/16);
  • «Бесплатная пресса бывает только в мышеловке» (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.09.2010 по делу № А28-506/2010);
  • «У нас – быстрее, лучше, дешевле» и «Теперь – быстрее, лучше, дешевле» (определение ВС РФ от 03.12.2014 № 308-КГ14-4376 по делу № А63-8864/2013);
  • «Огромный выбор! Лучшие цены!» (постановление ФАС Московского округа от 19.01.2009 № КА-А40/12326-08 по делу № А40-34585/08-145-401).

Очевидно, что подобная реклама не соответствует интересам потребителя, у которого не формируется верного, истинного представления о товаре, его цене, качестве, потребительских свойствах.

Известен случай, когда в рекламу такси была включена фраза «Звоните! <. . .> У нас самый короткий номер!» Номер у таксомоторной компании действительно короткий: всего три цифры. Вот только в городе существуют и другие службы такси с трехзначными телефонными номерами (постановление УФАС России по г. Санкт-Петербургу от 11.04.2016 по делу № 4-14.3-256/78-01-16). Очевидно, что подобная реклама тоже является недостоверной.

Вы видите начало этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.

  нет голосов

Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.