Top.Mail.Ru

Зарубежная практика установления требований к срокам хранения документов

Активное развитие международных деловых контактов, заключение договоров с зарубежными партнерами неизбежно приводят к тому, что российским организациям в ряде случаев приходится учитывать нормативные требования и судебную практику зарубежных стран. Мы поможем вам сориентироваться в системе установления сроков хранения документов Германии, Франции, Великобритании и США. Кроме того, расскажем вам о существовании качественных аналитических ресурсов, аккумулирующих требования к срокам хранения из множества нормативных документов со ссылками на них.

При выходе на международную арену у организации возникает необходимость принимать во внимание зарубежные требования при установлении сроков хранения для части своих документов. Это в первую очередь связано с тем, что в значительном числе случаев споры, возникающие с зарубежными хозяйственными субъектами (а порой и с регуляторами), могут рассматриваться не только в российских, но и зарубежных судах.

Мы дадим краткую характеристику установленных в Германии, Великобритании и Франции обязанностей коммерческих организаций по хранению документов. А также представим данные по деятельности Национальных архивов США по разработке перечней и установлению сроков хранения документов федеральных органов государственной власти.

Общие черты установления сроков хранения в западном мире

Анализ международного опыта установления сроков хранения документов показывает, что в практике большинства экономически развитых стран мира проявляются одни и те же общие черты:

  • сроки хранения документов в первую очередь устанавливаются законами страны и регионов;
  • для некоторых групп документов сроки хранения могут быть установлены еще и подзаконными нормативными актами федерального или регионального органа власти, уполномоченного регулировать ту или иную сферу деятельности;
  • перечни документов с указанием сроков хранения разрабатываются не везде, и главным образом создаются для документов федеральных и / или региональных органов исполнительной власти;
  • как правило, организации вправе хранить документы дольше, чем это установлено законодательством, принимая во внимание собственные потребности в документах (исключение составляют документы, подпадающие под законодательство о защите персональных данных);
  • сроки хранения устанавливаются организацией с учетом:
    • сроков исковой давности;
    • правоприменительной и судебной практики;
    • при ведении внешнеэкономической деятельности – с учетом международного законодательства, нормативных требований зарубежных стран и их регионов;
    • обычаев делового оборота (например, сроков хранения документов, общепринятых в данной отрасли);
    • прочих собственных интересов организации, включая сохранение корпоративной истории;
  • отдельно от собственно сроков хранения в ряде стран (преимущественно с англосаксонской системой права) существуют жесткие требования, запрещающие уничтожать относящиеся к определенному вопросу документы, начиная с момента, когда есть «разумные основания» предвидеть судебный спор или расследование, и до принятия окончательного решения по делу.

Между странами по-прежнему сохраняются различия как в длительности сроков хранения, так и в принципах их применения. Однако идущий процесс глобализации приводит к тому, что, например, сроки хранения документов, относящихся к деятельности участников финансового рынка, постепенно сближаются.

Можно привести следующие примеры «местных особенностей»:

  • в США установленные для документов федеральных органов исполнительной власти сроки хранения являются в полной мере обязательными, т.е. по их истечении государственный орган должен (а не «может») их уничтожить;
  • в США документы федеральных органов исполнительной власти, которым не установлены сроки хранения, хранятся бессрочно. Это стимулирует госорганы своевременно согласовывать сроки хранения новых видов документов;
  • в ряде стран национальные архивные службы занимаются исключительно отбором документов на постоянное архивное хранение и не вмешиваются «в жизнь» деловых документов временного срока хранения, которые никогда в госархивы не попадут;
  • может сильно различаться сфера охвата требованиями законодательства. Если в России и в некоторых экономически более отсталых странах Евросоюза повсеместно игнорируются требования по срокам хранения в отношении деловой электронной переписки, то в передовых странах, напротив, несанкционированное уничтожение таких документов безжалостно карается;
  • мало где существуют официально оформленные экспертные комиссии, хотя в той или иной форме сходная работа обычно проводится в тех организациях, где к срокам хранения относятся серьезно и осознают соответствующие риски;
  • в тех странах, где перечни документов с указанием сроков хранения продолжают использоваться, повсеместно идет переход на их современные версии, более приспособленные к применению в информационных системах. Считается, что перечни из тысяч статей отжили свой век. Их заменяют документы, содержащие раз в 10 меньше статей и не проводящие столь тонких различий между документами, выполняющими одинаковые или схожие функции и / или относящимися к одному и тому же виду деятельности. Наблюдается тенденция к отказу от тех условных сроков, которые сложно автоматически отслеживать в компьютерных системах, и от проведения ручной экспертизы ценности перед уничтожением – нередко за счет некоторого увеличения самого срока хранения. Одновременно проводятся пилотные проекты применения аналитических систем для автоматического определения ценности документов.

При этом важно отметить, что в зарубежных странах, как правило, органы государственной власти, отвечающие за вопросы делопроизводства и архивного дела, установлением сроков хранения документов коммерческих организаций не занимаются. Например, Национальные архивы США уполномочены согласовывать сроки хранения только для документов федеральных органов исполнительной власти, при этом в сферу их полномочий не входят президентские документы, документы Конгресса и документы органов власти штатов США.

Такой подход для коммерческих организаций означает то, что они обязаны при установлении сроков хранения документов самостоятельно выявлять нормативные требования и учитывать их при работе с документами. Этот вид работы является ответственным, требует высокой квалификации и во многих странах мира высоко оплачивается.

Нормативное установление сроков хранения документов в Германии

В соответствии с законодательством Германии компании обязаны хранить определенные...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.