• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» сентябрь 2017
  • Рубрика Современное делопроизводство

«Включаем» режим коммерческой тайны в организации

  • 0 комментариев
  • 25 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Зачем организации тратить силы на защиту своей конфиденциальной информации? Что чаще всего защищают? Какие предписания закона необходимо выполнить, чтобы выстроить систему защиты именно коммерческой тайны? Объясняем, как их реализовать на практике.


В жизни любой организации рано или поздно возникает момент, когда руководители бизнеса понимают, что информация о ее деятельности представляет ценность сама по себе. Что денег стоит не только товар, но и знание как он производится и кому продается. Из этого понимания возникает потребность в защите информации и создании условий для наказания виновных в ее разглашении и получении финансовой компенсации, если компания понесла убытки. В статье мы предложим алгоритм создания в организации системы защиты коммерческой тайны.

Что такое коммерческая тайна?

Ответ на данный вопрос не так уж прост. Существует достаточно большое количество определений, отражающих разные подходы к данному явлению. Но российский законодатель выбрал следующий вариант:

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Пункты 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

1) коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

2) информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

Соответственно, необходимо четко различать коммерческую тайну, как набор мероприятий, обеспечивающих защиту информации, и информацию, составляющую коммерческую тайну, имеющую ценность в силу ее неизвестности другим лицам.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» называет несколько «тайн» (ст. 9):

  • государственная тайна,
  • коммерческая тайна,
  • служебная тайна,
  • профессиональная тайна,
  • персональные данные.
См. Таблицу 1 «Виды конфиденциальной информации со ссылками на нормативные документы» в статье «Реквизит ограничения доступа к документу»

Режим государственной и коммерческой тайны регулируется отдельными законодательными актами1.

Служебную тайну регулирует целый ряд подзаконных актов, в т.ч. определяющих компетенцию ряда государственных органов2.

Порядок работы с персональными данными определяет прежде всего Трудовой кодекс РФ, а также Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Пожалуй, больше всего регулирующих законодательных актов досталось профессиональной тайне. Современное легальное определение данного термина дает нам ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 называет ее основные подвиды: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д. А поскольку нормы, регулирующие все эти «подвиды» находятся в специализированных законах, то и самих законов о профессиональной тайне получается много.

Из всего многообразия «тайн» особое значение для коммерческих организаций имеет коммерческая тайна.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.