Top.Mail.Ru
Предлагаем взять за основу «Примерный перечень документов, на которых ставится гербовая печать» из Государственной системы документационного обеспечения управления (была введена еще в конце XX века) с нашими актуальными комментариями. При этом обращаем ваше внимание на разновидности печатей и классификаторов, которые сейчас используются организациями. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.
Вопрос в тему
Куда:  delo@delo-press.ru
Тема:  Бесплатные консультации для подписчиков

Какие документы в организации следует заверять печатью? Знаю, что стоит разработать соответствующий перечень, но как это сделать?

Для быстрого решения вопроса рекомендуем использовать Примерный перечень документов, на которых ставится гербовая печать. Он был оформлен в качестве Приложения 5 к Государственной системе документационного обеспечения управления 1 (далее - ГСДОУ) еще в конце прошлого века. Перечень можно встретить фактически в любом учебнике по делопроизводству или найти в справочно-правовых системах.

Для профессиональной работы необходимо знать источник. Публикуем его в порядке напоминания, но с нашими актуальными комментариями (см. курсивный текст во фрагменте документа ниже).

Напомним, что коммерческие организации в настоящее время могут обходиться без печатей (наличие или отсутствие печати должно быть зафиксировано в уставе), а при применении информационных технологий оттиск печати заменяет визуализация электронной подписи (усиленной квалифицированной).

Автор вопроса совершенно прав: для обеспечения юридической силы документов, возникающих в процессе деятельности организации, и для выполнения функции нормоконтроля качества их оформления, желательно разрабатывать Классификатор (или Перечень) документов, подлежащих удостоверению печатями организации.

Основную (главную) печать организации раньше называли гербовой. Но сейчас герб на ней имеют право проставлять только его обладатели: печать с изображением Государственного герба РФ, герба субъекта РФ или герба / геральдического знака муниципального образования вы сможете увидеть только у государственных органов и органов местного самоуправления. У обычных коммерческих организаций основная печать обходится без герба, хотя на ней может отображаться зарегистрированный товарный знак / знак обслуживания.

Помимо «главной» печати с обозначением своего наименования организация может иметь несколько печатей специального назначения - с обозначением:

  • наименований структурных подразделений («Канцелярия» и др.),
  • целей удостоверения («Для копий») или
  • наименований видов удостоверяемых документов (например, «Для договоров»).

Итак, первым шагом может стать разработка версии Классификатора документов, подлежащих удостоверению основной печатью организации с учетом рекомендаций ГСДОУ, которые отражают ситуацию оформления документов в бумажной форме:

Фрагмент документа

Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988, приказ Главархива СССР от 25.05.1988 № 33)

Приложение 5

Примерный перечень документов, на которых ставится гербовая печать

Акты (приема законченных строительством объектов, оборудования, выполненных работ; списания; экспертизы и т.д.);

Доверенности (на получение товарно-материальных ценностей, ведение дел в арбитраже и т.д.) - печать ставится на все виды доверенностей: генеральные, специальные и разовые, независимо от конкретного содержания передаваемых полномочий 2;

Договоры (о материальной ответственности, поставках, подрядах, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений; о производстве работ и т.д.) - то есть все виды договоров в соответствии с видами сделок 3, установленными Гражданским кодексом РФ, дополнительные соглашения к договорам 2;

Трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, соглашения о неразглашении конфиденциальной информации и трудовые книжки рекомендуем выделить в общем перечне отдельными строками;

Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; технические и т.д.) - то есть практически все технические задания, которыми фиксируются этапы научно-технической и проектной деятельности на основании договоров;

Заявки (на оборудование, изобретения и т.д.). Заявки на изобретения, открытия и т.п. оформляются в соответствии с правилами оформления научной и патентной документации. А заявки на оборудование в случае его покупки (а также приобретения других товаров и услуг) в настоящее время заменяет комплект конкурсной / тендерной документации;

Комплект конкурсной / тендерной документации рекомендуем выделить в перечне отдельной строкой;

Заявления (на аккредитив, об отказе от акцепта и т.д.), а также другие документы, относящиеся к системе банковской документации, которая оформляется на основании требований Банка России;

Заключения и отзывы организаций на диссертации и авторефераты, направляемые в высшую аттестационную комиссию;

Исполнительные листы;

Командировочные удостоверения, которые по-прежнему часто используются организациями, несмотря на их формальную отмену;

Нормы расхода на драгоценные металлы, если они используются в производственных процессах организации при выполнении специальных функций;

Образцы оттисков печатей и подписей работников, имеющих право совершения финансово-хозяйственных операций - это типовая унифицированная форма системы банковской документации;

Представления и ходатайства (о награждении орденами и медалями Советского Союза; премиями ВДНХ и т.д.). В настоящее время помимо представлений к государственным наградам может идти речь об отраслевых, ведомственных, корпоративных наградах, о характеристиках-ходатайствах и др. документах, создаваемых в рамках мотивации и поощрения персонала организации;

Письма гарантийные (на выполнение работ, услуг и т.д.);

Поручения (бюджетные; банковские; пенсионные; платежные (сводные, в банк, Госбанк, Промстройбанк СССР); на получение инвалюты со счета во Внешэкономбанке СССР; перевод валюты Внешэкономбанку СССР; на импорт и т.д.). Платежные поручения - это самый массовый документ, создаваемый организацией в процессе ведения своих счетов;

Положения о министерствах (ведомствах). Сюда же стоит добавить положения о филиалах и представительствах коммерческих организаций, положения о территориальных органах федеральных органов исполнительной власти и т.п.;

Протоколы (согласования планов поставок; выдвижения народных заседателей и т.д.). В настоящее время распространены протоколы разногласий сторон в процессе заключения и выполнения договоров / соглашений;

Реестры (чеков; бюджетных поручений, представляемые в Госбанк и Промстройбанк СССР) - в настоящее время актуальны для кредитных организаций;

Смета расходов (на содержание аппарата управления; на подготовку и освоение производства новых изделий; на калькуляцию к договору; на капитальное строительство и т.д.). В настоящее время - смета расходов по договору, бюджет проекта и т.п.;

Справки (лимитные; о выплате страховых сумм; использовании бюджетных ассигнований на зарплату; о начисленной и причитающейся зарплате и т.д.). Прежде всего - справки по личному составу и справки по форме № 2-НДФЛ;

Спецификации (изделий, продукции и т.д.);

Титульные списки;

Уставы государственных предприятий (объединений); совхозов, входящих в состав объединений и т.д.). Печать ставится на уставы организаций любой организационно-правовой формы, если они оформляются как индивидуальные документы (не по типовой форме устава предприятия малого и среднего бизнеса) в бумажной форме; на все изменения в уставы, которые представляются на регистрацию в налоговую службу;

Штатные расписания и изменения к ним.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?