Top.Mail.Ru

Разрабатываем систему мотивации для руководителя коммерческой службы

В любой организации наиболее значимым подразделением с точки зрения получения доходов является отдел сбыта (продаж). Поэтому стимулирование «продажников» – одно из наиболее важных направлений в HR-менеджменте. Дело в том, что от этой категории сотрудников зависит стабильность и дальнейшее развитие компании. Если менеджер по продажам (торговый представитель, агент) получает зарплату, не соответствующую его усилиям, то он быстро приводит в соответствие свои трудовые затраты и размер вознаграждения. Что сразу же отражается на прибыли.

Расскажем, какой должна быть зарплата руководителя подразделения - начальника отдела продаж, директора филиала (иного обособленного подразделения), регионального менеджера, торгового представителя. Рассмотрим типовые ошибки и то, как их избежать. Поговорим о критериях премирования и о том, какую долю должен занимать каждый критерий в структуре заработной платы.

В любой организации наиболее значимым подразделением с точки зрения получения доходов является отдел сбыта (продаж). Независимо от того, какой продукт он продает и как называются его сотрудники - менеджерами по сбыту, продажам или работе с клиентами. Зачастую служба персонала «работает» по большей части именно на это подразделение. Для коммерческого отдела подбирают персонал, организуют обучение, аттестации и разрабатывают свою систему мотивации.

Стимулирование «продажников» - одно из наиболее важных направлений в HR-менеджменте. Дело в том, что от этой категории сотрудников зависит стабильность и дальнейшее развитие компании. Если менеджер по продажам (торговый представитель, агент) получает зарплату, не соответствующую его усилиям, то он быстро приводит в соответствие свои трудовые затраты и размер вознаграждения. Что сразу же отражается на прибыли.

Пример 1

Торговый представитель компании по производству канцтоваров получил заработную плату за прошлый месяц меньше, чем обычно: ему, как он считал, «недоплатили» 7000 рублей. Оказалось, что руководитель изменил критерии премирования и премию за ежемесячный мониторинг конкурентов убрал. Торговый представитель так расстроился, что выполнил план за текущий месяц за минусом примерно 15%. Обычно он делал выручку в 1 500 000 рублей, а в этот раз она составила 1 270 000 рублей. Таким образом, компания из-за невыполнения плана недополучила 230 000 рублей выручки. Но если бы работнику как обычно была выплачена премия, то компания бы получила всю сумму как обычно.

Но не стоит думать, что все беды - невыполнение плана, снижение качества работы, нарушения дисциплины - от недостаточной зарплаты. Иногда причиной ухудшения производительности становится повышение оплаты.

Пример 2

Менеджеры службы персонала торговой компании с сетью филиалов проанализировали текущий уровень зарплаты сотрудников и пришли к выводу, что он недостаточен. Было решено увеличить оклады и премии. Через два месяца проанализировали эффект от повышения оплаты труда и оказалось, что он повлиял на выполнение показателей отрицательно. Стандарты поведения по результатам проверок стали выполняться хуже, выручка тоже не достигала плановых значений. Причина оказалась в том, что зарплату повысили, но не так, как хотелось сотрудникам. Торговые представители получили прибавку в размере 5%, мерчандайзеры - 10%, супервайзеры - 15%, а директора и заместители директоров филиалов - 25%. Как ни старались сохранить «коммерческую тайну» (кстати, пытаться скрыть реальный размер зарплаты - большая глупость), она все равно стала достоянием сотрудников. Они решили, что непропорциональное повышение - несправедливо, и «забастовали». Работу они, конечно, не прекратили, но обязанности стали выполнять намного хуже. Дело в том, что 5 и 10% надбавки торговым представителям всего лишь делали зарплату среднерыночной, но никак не «высокой», как пытались убеждать HR-менеджеры. Зато 20% повышение у директоров приближало их к доходу ведущих топ-менеджеров в регионе.

Мы рассмотрели два примера, чтобы понять, что простых решений вроде понижения или повышения премий при построении системы мотивации быть не может. Есть много факторов и критериев, которые надо учитывать. Строить систему мотивации лучше начинать с руководителя коммерческой службы.

Ошибки при создании системы мотивации

Мы начинаем с ошибок, потому что они есть почти в каждой организации, хотя их и не замечают.

1. План - «наше все». Как строят систему мотивации для руководителей отделов продаж, сбыта и т.д.? В основе обычно лежит выполнение плана. Это самый главный показатель. То есть у руководителя есть оклад, который составляет 50-70% от зарплаты, а премия выплачивается за выполнение и перевыполнение плана по количеству проданной продукции.

На первый взгляд, ничего криминального здесь нет. Но что происходит, если руководитель помнит только о выполнении плана по объему продаж? Можно выделить три последствия:

  • функция руководства размывается. Как ни странно звучит, но руководитель перестает руководить именно тогда, когда его «привязывают» к плану. Текущие дела, не связанные непосредственно с продажами, его не интересуют. Например, он не будет заботиться о том, чтобы в отделе был благоприятный...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Почему обучение традиционным техникам продаж неэффективно

Стандартная программа тренинга продаж, включающая в себя пять основных пунктов – установление контакта, выявление потребностей клиента, презентация, обработка возражений и завершение сделки, – принята в большинстве компаний. Она транслируется в неизменном виде с небольшими поправками на специфику товаров и услуг. Однако практика показывает, что этого недостаточно. Базовая структура тренинга не меняется. Посмотрим, что не работает в традиционной технологии продаж и как hr-менеджеру адаптировать ее под свою компанию.

Как мотивацию персонала не превратить в антимотивацию

Менеджер по персоналу, занимающийся разработкой и внедрением систем мотивации, сталкивается порой с необъяснимыми явлениями. Например, сделали неплохую схему стимулирования, но она не работает. Причина может быть как в ответственных лицах, так и в других факторах. Что искажает мотивационные схемы? Почему они становятся неэффективными? Как их избежать? Рассмотрим основные моменты, как предотвратить нежелательные эффекты систем ­мотивации.

Как избежать ошибок при разработке системы мотивации

Среди руководителей отношение к стимулированию подчиненных сильно различается. Некоторые полагают, что любое поощрение, не затрагивающее размер заработной платы, – наиболее важный компонент мотивации персонала. Другие считают, что заставить работать сотрудника может только премия или прибавка к зарплате. Рассмотрим, какие ошибки допускают hr-менеджеры, разрабатывая систему мотивации, которая не выражена в денежном эквиваленте, однако для работодателя стоит определенных трат, например бесплатный транспорт от метро до офиса, оплата обедов и занятий в спортзале.

Как законно понизить зарплату сотрудникам

Работодатели применяют различные способы установления заработной платы. От того, где и как прописаны фиксированная и переменная части заработной платы, зависит выбор способа их снижения. Наиболее популярными являются, во-первых, уменьшение переменной части заработной платы (изменение системы премирования); во-вторых, уменьшение фиксированной части заработной платы и переменной части, указанной в трудовом договоре, путем соглашения сторон; в-третьих, уменьшение фиксированной части заработной платы и премиальной части, указанной в трудовом договоре, в одностороннем порядке. О том, как грамотно оформить понижение заработной платы, читайте в статье.

Оформляем повышение заработной платы

С начала нового года руководство организации частенько повышает заработную плату. Например, в связи с индексацией. Но бывают и другие причины, допустим, успешный квартальный или полугодовой отчет, по итогам которого начальство хочет повысить должностные оклады особо отличившимся сотрудникам. О том, как оформить повышение заработной платы всем сотрудникам компании или только одному, какие документы и в какой последовательности составить и подписать, вы узнаете из статьи.

Почему обучение традиционным техникам продаж неэффективно

Стандартная программа тренинга продаж, включающая в себя пять основных пунктов – установление контакта, выявление потребностей клиента, презентация, обработка возражений и завершение сделки, – принята в большинстве компаний. Она транслируется в неизменном виде с небольшими поправками на специфику товаров и услуг. Однако практика показывает, что этого недостаточно. Базовая структура тренинга не меняется. Посмотрим, что не работает в традиционной технологии продаж и как hr-менеджеру адаптировать ее под свою компанию.

Как законно понизить зарплату сотрудникам

Работодатели применяют различные способы установления заработной платы. От того, где и как прописаны фиксированная и переменная части заработной платы, зависит выбор способа их снижения. Наиболее популярными являются, во-первых, уменьшение переменной части заработной платы (изменение системы премирования); во-вторых, уменьшение фиксированной части заработной платы и переменной части, указанной в трудовом договоре, путем соглашения сторон; в-третьих, уменьшение фиксированной части заработной платы и премиальной части, указанной в трудовом договоре, в одностороннем порядке. О том, как грамотно оформить понижение заработной платы, читайте в статье.

Как мотивацию персонала не превратить в антимотивацию

Менеджер по персоналу, занимающийся разработкой и внедрением систем мотивации, сталкивается порой с необъяснимыми явлениями. Например, сделали неплохую схему стимулирования, но она не работает. Причина может быть как в ответственных лицах, так и в других факторах. Что искажает мотивационные схемы? Почему они становятся неэффективными? Как их избежать? Рассмотрим основные моменты, как предотвратить нежелательные эффекты систем ­мотивации.