Top.Mail.Ru

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в регистрах бухгалтерского учета (равно как и в бухгалтерской отчетности) является ошибкой, которую, согласно ПБУ, подлежит обязательно исправить. Однако всегда ли надо, исходя из здравого смысла и логики, исправлять ошибки?

Неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в регистрах бухгалтерского учета (равно как и в бухгалтерской отчетности) является ошибкой (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденного приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н, далее - ПБУ 22/2010).

Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 ПБУ 22/2010).

Для целей налогообложения обнаруженные ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, подлежат исправлению путем подачи уточненных налоговых деклараций (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Ранее мы рассматривали порядок исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Теперь бы хотелось более подробно рассмотреть вопрос об обязательности исправления выявленных ошибок.

Как мудро в свое время заметил один опытный бухгалтер (а стаж работы у него был где-то лет 45-50): «Баланс может быть только приблизительно верным. Ведь первичные документы поступают в бухгалтерию гораздо позже, чем была совершена та или иная операция». То же самое можно сказать и о налоговых декларациях. Методы расчета тех или иных налогов далеко не всегда дают абсолютную (до копейки) сумму, подлежащую перечислению в бюджет. В некоторых случаях разброс в ту или иную сторону может давать десятки, а то и сотни рублей.

Поэтому стремиться достичь какого-то идеала и постоянно искать, находить и исправлять все, даже самые мельчайшие ошибки - на наш взгляд означает зря тратить время, которого бухгалтеру и так катастрофически не хватает. Тем более частенько бывает, что исправление выявленной за прошлый год ошибки на 37 руб. 16 коп. может привести к тому, что будет допущена новая, уже на 315 руб. 03 коп., а когда будем исправлять эту, совершим еще одну, на 7008 руб. 22 коп., и т.д. Хотя если в самом начале махнули бы рукой на эти 37 руб. 16 коп. излишне начисленной амортизации (что привело к завышению расходов и недоимке по налогу на прибыль на 7 руб.), сэкономили бы средств и времени на гораздо большую сумму.

В декларации перепутаны строки

Недавно на одном из многочисленных форумов развернулась весьма оживленная дискуссия. Вопрос был следующий: «Через неделю после сдачи квартальной декларации по налогу на прибыль выяснилось, что доходы от продажи материалов были...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Обязателен ли раздельный учет

По общему правилу, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли данные по торговым операциям должны отражаться отдельно от данных по выполнению заказов (выполнению работ по договорам подряда). Причем отсутствие раздельного учета не приведет к недоимке по налогам и искажению себестоимости, но может повлечь наложение штрафных санкций.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.