• Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» январь 2018
  • Рубрика Технологии эффективности

Самообманы и иллюзии руководителей и HR-специалистов

  • 0 комментариев
  • 7 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости того или иного человека можно судить по тому, насколько он от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности – управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов, мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить то или иное явление, мы начинаем подменять действительность придуманным. Давайте выясним типичные иллюзии кадровиков и способы борьбы с ними.


Не секрет, что абсолютно у всех есть неправильные убеждения и ложные представления о реальности. В управлении персоналом их тоже довольно много. Поэтому время от времени необходимо проводить инвентаризацию и выбрасывать за борт ненужные и вредные иллюзии.

Фантазии играют в жизни значительную роль. К примеру, не будучи еще полностью включенным в социум, ребенок пробует себя в разных ролях и профессиях. Девочки играют во врачей и продавцов, мальчики в военных и водителей. Если бы человек не умел фантазировать, тем самым моделируя и приукрашивая реальность, детские игры были бы невозможны. Какой интерес крутить перед собой часами велосипедное колесо и кричать: «Передаем деньги за проезд!», если это не руль воображаемого автобуса?

Во взрослой жизни мы тоже фантазируем. В основном это касается планов на будущее. Каков стандартный набор мечтаний среднестатистического молодого человека? Получить профессию, устроиться на хорошую работу, много зарабатывать, купить машину, квартиру, завести семью и далее по списку. Реальность, как правило, не так проста и привлекательна, как в воображении. Размером зарплаты, по опросам, удовлетворено не больше половины жителей нашей страны, купить недвижимость, получая среднюю зарплату, можно только воспользовавшись ипотекой, а на машину надо долго копить (ну или взять в кредит), а потом всю оставшуюся трудовую жизнь отдавать долги. Но зато мечты помогают нам сохранять веру в себя и будущее, быть в хорошем настроении и подбадривать себя: «Все получится, все впереди!» Фантазии придают планам привлекательность, поэтому нам хочется к чему-то стремиться.

Однако мечты могут сыграть злую шутку. Например, если все время в них пребывать, они со временем становятся интересней, чем реальность. Помните Обломова, который настолько любил мечтать, что не мог заставить себя встать с дивана? Ну и конечно, постоянное фантазирование искажает действительность, в результате чего мы попадаем не туда, куда нужно.

Неконструктивные фантазии, или иллюзии, есть в разных видах деятельности. И о социальной и профессиональной зрелости того или иного человека можно судить по тому, насколько он от них избавился. Причем количество иллюзий растет пропорционально сложности работы. Один из самых сложных видов деятельности – управление персоналом. Люди, в отличие от простых механизмов, мало предсказуемы, а когда мы не можем рационально объяснить то или иное явление, мы начинаем фантазировать (подменять действительность придуманным). Механизм появления иллюзий прост. Сначала возникает какая-либо трудность, неразрешимая задача, затем появляется объяснение и решение, которое временно устраивает людей. Правда, оно влечет за собой обычно серию новых ошибок. Ну как, например, лечили морфиновую зависимость инъекциями героина, и помогало – морфиновая зависимость исчезала, правда появлялась героиновая, но это, как говорят, «совсем другая история».

Иллюзии кадровиков

Рассмотрим основные иллюзии, которые есть у HR-менеджеров и руководителей. Заранее оговоримся, что речь пойдет именно об иллюзиях и самообманах, а не об ошибках. Между ними есть разница. Ошибка – это сбой в деятельности, связанный с недостаточными знаниями, навыками, компетенциями, временем или вниманием. Иллюзия – особое состояние, когда человек убеждает себя в правильности того или иного действия, даже если он не прав и подсознательно это понимает.

1. «Они не поймут / не догадаются / не заметят». Это, пожалуй, самая распространенная иллюзия. Заключается она в следующем – менеджменту кажется, что обман не замечают. Например, руководство компании совместно с кадровой службой проводит мероприятие, издержки перекладывает на персонал, а при этом делает вид, что ничего не произошло.

Пример 1
СвернутьПоказать

По случаю дня компании генеральный директор распорядился, чтобы служба персонала придумала какое-нибудь корпоративное мероприятие, но чтобы затраты на него были не очень высокими. HR-менеджеры подошли к делу чрезвычайно креативно. Деньги они решили взять из кармана сотрудников. Обычно на день компании всем без исключения работникам выплачивали небольшую премию. В этот раз ее решили потратить на оплату праздничного стола и аниматоров.

«Никто ничего не заметит», – сказала директор по персоналу на совещании, где утверждалась смета корпоративного праздника. Генеральный директор ее поддержал. Каково же было их изумление, когда люди остались недовольными! Они осуждали начальство и считали руководителей обманщиками, залезшими в их карман. Сотрудники привыкли к ежегодной премии и рассчитывали на нее.

Вы видите 20% этой статьи, чтобы читать всё


на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.
за 300 руб.


Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы

Вниманию тех, кто оформил подписку через ООО «Межрегиональное агентство подписки» (ООО «МАП»): важная информация для вас размещена здесь.

Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.