С конца прошлого года Россия стала полноправным участником системы международного автоматического обмена финансовой информацией. Организациям, которые имеют тесные связи с иностранными компаниями, уже сейчас следует детально ознакомиться с новшествами и, при необходимости, организовать работу по формированию отчетности, которая должна иметь трехуровневую(!) структуру. Выясним, для каких именно компаний актуальны новшества, какую отчетность и как им придется формировать и что грозит за отсутствие.
В конце прошлого года Президент России подписал закон об участии в международном автоматическом обмене финансовой информацией. Россия взяла на себя обязательства стать участником этой системы еще в 2015 г., когда присоединилась к Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (см. Федеральный закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам»). После этого были подписаны соглашения об автоматическом обмене страновыми отчетами и финансовой информацией в налоговых целях. Принятый же закон устанавливает порядок исполнения этих документов на территории России.
Глобальная проблема
Разобщенность налоговых законов большинства стран мира позволяет международным корпорациям переводить налогообложение своей деятельности в низконалоговые юрисдикции, тем самым размывая налоговую базу.
Размывание налогооблагаемой базы и перемещение прибыли (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS) – набор стратегий налогового планирования, позволяющих компаниям заявлять свою прибыль для налогообложения не там, где они ведут деятельность, а там, где более низкая налоговая ставка.
С этим явлением наиболее влиятельные международные организации (Группа двадцати, Организация экономического сотрудничества и развития и др.) пытаются бороться уже более 20 лет. Основной способ борьбы – построение глобальной системы обмена налоговой информацией между странами. Идея проста – государства собирают финансовую отчетность у представителей международных компаний, действующих на их территории, анализируют финансовую деятельность и обмениваются полученными данными. В результате, например, Франция может установить, что формально зарегистрированная на ее территории компания является налоговым резидентом России, а наша страна, в свою очередь, передает Французской Республике сведения об ее резидентах.
Раньше такая задача решалась с помощью соглашений об избежании двойного налогообложения. Но обмен информацией в соответствии с ними был несистемным и ограниченным. Каждый направляемый запрос рассматривался отдельно и мог быть отклонен по политическим мотивам. Новый порядок предусматривает регулярный (раз в год) автоматический обмен информацией (отчетами). В отличие от обмена, «по запросу» в автоматическом режиме представляется большой объем финансовых данных, а не сведения о конкретной организации. Налоговые органы стран сами анализируют предоставленные сведения и выявляют резидентов.
По общему правилу, организация признается налоговым резидентом России, если она зарегистрирована на нашей территории и образована по нашим законам. С 1 января 2015 г. резидентами также признаются иностранные организации, подпадающие под критерии, установленные в международных договорах по вопросам налогообложения, а также иностранные организации, местом фактического управления которыми является Россия (п. 1 ст. 246.2. НК РФ). Налоговые резиденты – организации платят налог не только с прибыли, полученной на территории России, но и в иностранных государствах.