Абоненты обязаны использовать сертифицированное и исправное оборудование, которое учитывает потребляемую энергию. Однако не исключено, что прибор выйдет из строя или с ним произойдет что-то другое, например, будут повреждены пломба или корпус. О подобных происшествиях нужно сообщить энергоснабжающей организации. Иначе она определит объем потребленной энергии расчетным путем, из-за чего компания может потерять сотни тысяч и даже миллионы рублей. Выясним, в каких случаях и как можно отбиться от претензий энергоснабжающей компании, и приведем образцы процессуальных документов.
Для учета потребляемых энергоресурсов используются специальные проверенные и сертифицированные приборы. Если устройство вышло из строя, абонент должен сообщить об этом в энергоснабжающую компанию, с которой у него заключен договор. Иначе она может составить акт о безучетном потреблении энергии, что влетит абоненту в копеечку. На практике это происходит повсеместно, поэтому мы решили изучить, как в такой ситуации компания может себя защитить.
Понятие безучетного потребления электроэнергии закреплено в абз. 13 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, далее – Основные положения).
Безучетным потреблением электроэнергии считается нарушение порядка ее учета со стороны абонента, например:
- нарушение (повреждение) пломб, знаков визуального контроля и (или) несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета;
- действия (бездействие) потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления.
В чем отличия?
В первом случае не обязательно, чтобы в результате повреждения прибор начал выдавать ошибочные показания. Как правило, достаточно того, что пломба (знаки визуального контроля) неисправна и компания своевременно не сообщила об этом. В подобной ситуации энергоснабжающая организация определит объем потребленной электроэнергии расчетным способом в соответствии с приложением № 3 к Основным положениям.
У абонента на вводном коммутационном аппарате (используется для включения/отключения тока в одной или нескольких электрических цепях) пломба отсутствовала в принципе. Очевидно, это нарушение прямо относилось к первому случаю безучетного потребления. Допустивший его абонент стал беднее на круглую сумму (более миллиона рублей), которую ему выставили к оплате. В свою защиту абонент заявил, что ремонтировал оборудование, поэтому и снял пломбу. Но суду этот аргумент показался неубедительным (определение ВС РФ от 27.09.2017 по делу № 301-ЭС17-8833).
Аналогично в другом деле сначала представители энергоснабжающей компании удивились при виде отсутствующей пломбы на приборе учета, а затем очередь удивляться настала для абонента. Ему был выставлен счет более чем на четверть миллиона (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.03.2017 по делу № А28-1742/2016).
Во втором случае нужно доказать, что именно действия абонента привели к искажению данных об объеме энергопотребления (если целы пломбы и знаки визуального контроля).
В этом деле у абонента с пломбами было все в порядке, но энергоснабжающая компания выявила расхождение по объему энергопотребления и отразила его в акте. В предмет доказывания суд включил вопрос о том, действительно ли абонент вмешивался в работу прибора учета.
Ответчик представил в дело целый комплект актуальных документов на приборы учета: акт поверки трансформаторов тока, акт осмотра оборудования, свидетельство о регистрации электролаборатории, акт допуска прибора учета. Из них четко следовало, что работа прибора была абсолютно корректной, а показания – достоверными. В результате суд отказал энергоснабжающей организации во взыскании задолженности (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.10.2017 по делу № А70-1984/2016).
Получите акт
Наиболее часто энергоснабжающие организации выявляют нарушение (повреждение) пломб, знаков визуального контроля (первый...