Top.Mail.Ru

Работа с обращениями граждан и юрлиц в коммерческой организации

Как расширилась зона применения закона о порядке рассмотрения обращений граждан? Какие опасности таит для коммерческой организации отказ его выполнять и как ей регламентировать работу с поступающими обращениями, чтобы нивелировать проблемы? Требования каких еще нормативных актов следует учитывать при определении сроков рассмотрения обращений граждан и юрлиц? Как коммерческой компании организовать прием и регистрацию обращений, их деление на документопотоки по тематикам (со своими маршрутами движения в СЭД и сроками исполнения), как готовить ответные письма (даны образцы для нескольких типовых ситуаций) и на что можно не отвечать?

Трансформация зоны действия закона

В текущей редакции ст. 4 «Основные термины...» Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ-59) закреплено понятие обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу:

  • в письменной форме или в форме электронного документа:
    • предложение,
    • заявление или
    • жалоба,
  • а также устное обращение гражданина.

Про обращения иных лиц там ничего нет.

В имеющемся определении мы видим:

  • что это всегда обращение в госорган, орган местного самоуправления или к их должностному лицу и никуда больше, хотя ситуация уже изменилась (это является минусом определения, которое до сих фигурирует в ФЗ-59);
  • ныне ФЗ-59 касается обращений не только граждан, но в ст. 4 ФЗ-59 это не отражено (тоже минус);
  • закрытый перечень видов обращений: предложение, заявление или жалоба (и это минус);
  • однако плюсом является закрепление всевозможных форм обращений: письменная, в виде электронного документа, а также лично.

Изначально ФЗ-59 применялся только госорганами и только по обращениям граждан (считалось, что под его действие не подпадают обращения юридических лиц и его не обязаны применять коммерческие компании).

Дискуссионным вопросом было и распространение юрисдикции ФЗ-59 на обращения индивидуальных предпринимателей (ИП), т.к. службы документационного обеспечения управления не понимали, куда их относить: к физическим или юридическим лицам. Даже были прецеденты, когда госорганы отказывались рассматривать обращения ИП. Хотя с точки зрения законодательства индивидуальные предприниматели – это граждане (см. ст. 23 Гражданского кодекса РФ1).

Однако в 2012 году ситуация начала в корне меняться. Конституционный Суд РФ вынес постановление 2, которым сделал существенные корректировки:

  • ФЗ-59 должен применяться и к обращениям объединений граждан, включая юридические лица 3. Аргументировали тем, что граждане могут осуществлять гарантированные им Конституцией РФ права и свободы как индивидуально, так и коллективно, а юридические лица – это тоже объединения граждан;
  • законодателю необходимо урегулировать порядок рассмотрения обращений граждан не только госорганами, но и иными организациями, осуществляющими «публично значимые функции»4. Правда, этот термин разъяснить не решились или забыли.

Учитывая позицию КС РФ, в мае 2013 года в ст. 1, 2 ФЗ-59 и в КоАП РФ были внесены соответствующие изменения 5, – под ФЗ-59 подпали:

  • обращения не только граждан, ИП, их объединений, но и организаций;
  • обращения не только в государственные и муниципальные органы (местного самоуправления), но и в иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Одновременно расширился список лиц, которые понесут наказание за нарушение порядка рассмотрения обращений по ст. 5.59 КоАП РФ в виде штрафа от 5 000 до 10 000 рублей – туда добавили организации, осуществляющие публично значимые функции.

Данный подход теперь находит свое отражение и в организации «электронных приемных» на сайтах госорганов и некоторых коммерческих компаний, например:

  • на сайте Роскомнадзора опубликован Порядок обращения граждан и юридических лиц6, в п. 2 которого есть отсылка к ФЗ-59;
  • ФНС России также предусматривает возможность обращения туда граждан, ИП и юридических лиц 7;
  • на сайте Федерального казначейства России есть раздел «Прием обращений», в котором можно выбрать «Электронное обращение граждан и организаций»8;
  • на сайте Администрации Санкт-Петербурга опубликован Порядок рассмотрения обращений граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления с указанием актов, регулирующих эту деятельность 9;
  • а электронная форма обратной связи со «Сбербанком России»10 содержит возможность обращения не только граждан (раздел «Частным клиентам»), но и ИП, юридических лиц (раздел – «Корпоративным клиентам»). См. Рисунки 1 и 2.

Рисунок 1. Обратная связь со Сбербанком для частных клиентов

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как применять Перечень 2019 г. со сроками хранения документов в работе с обращениями граждан

Какой срок хранения предписан обращениям граждан и журналам их регистрации в новом Перечне 2019 г.? На какие еще документы его стоит распространить? Какие документы лучше формировать в одно дело с обращениями?

Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством (часть 2)

Как в заключенных договорах может быть урегулирован порядок обмена претензиями с контрагентами? В каких случаях он регулируется законодательством? Как обращаться с досудебными претензиями? Как грамотно реагировать на претензии потребителей ваших товаров, работ, услуг? Как рассчитать срок ответа на них? Что считается запросом дополнительной информации о товаре? Как относиться к документам от обществ защиты прав потребителей? Каковы реальные сроки исполнения запросов антимонопольных органов о рекламе при отсутствии регулирования данного аспекта в законодательстве? Что они могут потребовать? За что организацию могут оштрафовать вплоть до 200 000 рублей? Как составить мотивированное ходатайство о продлении сроков представления документов?

Опыт работы налоговых органов с обращениями граждан и организаций

Как отсчитывать сроки регистрации и подготовки ответов на обращения граждан и организаций, отведенные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ? Какие способы направления обращений существуют? Как налоговые органы стимулируют налогоплательщиков переходить с бумажного на электронное взаимодействие через официальный сайт nalog.ru? Как можно разбивать поступающие обращения на документопотоки (чтобы назначать им разный алгоритм обработки)?

Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством (часть 1)

Далеко не все входящие документы организация вольна исполнять в удобный для себя срок. Дело в том, что для некоторых из них срок исполнения, возможность его продления и наказание за его нарушение установлены на законодательном уровне. В первой части статьи, публикуемой в этом номере журнала, мы разобрались с официальными запросами / требованиями налоговых органов, силовых ведомств (полиции, Следственного комитета, прокуратуры), работников и Гострудинспекции.

Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством (часть 1)

Далеко не все входящие документы организация вольна исполнять в удобный для себя срок. Дело в том, что для некоторых из них срок исполнения, возможность его продления и наказание за его нарушение установлены на законодательном уровне. В первой части статьи, публикуемой в этом номере журнала, мы разобрались с официальными запросами / требованиями налоговых органов, силовых ведомств (полиции, Следственного комитета, прокуратуры), работников и Гострудинспекции.

Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством (часть 2)

Как в заключенных договорах может быть урегулирован порядок обмена претензиями с контрагентами? В каких случаях он регулируется законодательством? Как обращаться с досудебными претензиями? Как грамотно реагировать на претензии потребителей ваших товаров, работ, услуг? Как рассчитать срок ответа на них? Что считается запросом дополнительной информации о товаре? Как относиться к документам от обществ защиты прав потребителей? Каковы реальные сроки исполнения запросов антимонопольных органов о рекламе при отсутствии регулирования данного аспекта в законодательстве? Что они могут потребовать? За что организацию могут оштрафовать вплоть до 200 000 рублей? Как составить мотивированное ходатайство о продлении сроков представления документов?

Как применять Перечень 2019 г. со сроками хранения документов в работе с обращениями граждан

Какой срок хранения предписан обращениям граждан и журналам их регистрации в новом Перечне 2019 г.? На какие еще документы его стоит распространить? Какие документы лучше формировать в одно дело с обращениями?

Опыт работы налоговых органов с обращениями граждан и организаций

Как отсчитывать сроки регистрации и подготовки ответов на обращения граждан и организаций, отведенные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ? Какие способы направления обращений существуют? Как налоговые органы стимулируют налогоплательщиков переходить с бумажного на электронное взаимодействие через официальный сайт nalog.ru? Как можно разбивать поступающие обращения на документопотоки (чтобы назначать им разный алгоритм обработки)?