Top.Mail.Ru

Управление рисками и документами: новый ГОСТ Р 57551-2017

ГОСТ Р 57551-2017 «Информация и документация. Оценка рисков для документных процессов и систем», подготовленный на базе международного отчета ISO/TR 18128:2014, вступит в силу 1 июля 2019 года – времени на его изучение достаточно. Предлагаем разобраться, какие выгоды служба делопроизводства и ее руководитель лично могут извлечь из внедрения нового ГОСТ в организации (путем участия в риск-ориентированном подходе к управлению). Прокомментируем основные положения нового ГОСТ. Особую практическую ценность представляет длинный список вопросов в Приложении В, который удобно использовать как готовый опросник для выявления проблем в сфере делопроизводства и работы СЭД в конкретной организации.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 20.07.2017 № 731-ст утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 57551-2017 «Информация и документация. Оценка рисков для документных процессов и систем»1, подготовленный на базе технического отчета ISO/TR 18128:2014 «Information and documentation – Risk assessment for records processes and systems». Данные документы содержат обобщение опыта лучших практик, примеры и рекомендации, одобренные экспертами и комитетами Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO).

Дата введения в действие нового российского Стандарта – 1 июля 2019 г. Как видите, времени достаточно для его изучения, осмысления и проведения необходимых организационных мероприятий.

Службам делопроизводства стандарт поможет занять достойное место в системе управления рисками, а также с новыми аргументами и теперь уже с позиций управления рисками отвечать на извечные «отмахивающиеся» вопросы представителей других подразделений о правилах делопроизводства и оформления документов «да зачем это нужно?» и «где это написано?».

Мнение эксперта

Переходу из обслуживающего персонала (в области делопроизводства) в состав топ-менеджеров в качестве управляющего документами поспособствует освоение новомодного инструмента под названием «управление рисками». Именно к нему сейчас перешла пальма первенства от менеджмента качества, возможно, в силу существенного повышения нестабильности среды в эпоху перемен. Она ощущается все большим числом людей и все более остро.

Многие владельцы бизнесов больше не хотят быть только «мальчиками для битья» для участившихся непредвиденных обстоятельств – они хотят научиться управлять ими, по крайней мере, там, где это возможно: начинается это с выявления существующих рисков и продумывания заранее, где можно сработать на опережение и как. Это целенаправленный переход от способа жизни, когда организация реагирует на уже свершившиеся обстоятельства, к способу жизни, когда она работает на опережение. То есть это попытка научиться жить (а не выживать) в эпоху перемен.

И те, кто сможет помочь высшему руководству в достижении такой концептуальной цели, окажутся в фаворе. У нас с вами сейчас появился для этого замечательный повод – выход в свет ГОСТ Р 57551-2017, который прямо говорит, что риск-ориентированный подход к управлению опирается на документы!

Но читать новый Стандарт трудно, т.к. он сделан методом «прямого перевода». Надеемся, что данная статья поможет вам в его понимании.

Область применения и структура

Требования ГОСТ Р 57551-2017 могут применяться в любой организации, т.к. внешние и внутренние риски есть у каждой. Для коммерческой организации само упоминание о соблюдении ею стандартов по управлению рисками (как и ссылка на стандарты системы менеджмента качества) имеет важное репутационное значение.

ГОСТ Р 57551-2017 можно отнести к организационно-методическим стандартам высокого уровня, которые предназначены прежде всего для руководителей организаций, служб управления рисками, информационной безопасности, внутреннего контроля и ИТ-подразделений, а также для аудиторских компаний.

Риск-ориентированный подход в настоящее время внедряется в любые сферы управления – в идентификации и документировании любых рисков специалисты ДОУ могут участвовать. А вот однозначно они несут ответственность, по мнению Стандарта, только «за идентификацию и управление рисками, относящимися к документным процессам и системам», т.е. фактически за риски, возникающие в делопроизводстве традиционном и автоматизированном с применением информационных систем.

Фрагмент документа

ГОСТ Р 57551-2017 «Информация и документация. Оценка рисков для документных процессов и систем»

...Настоящий стандарт должен помочь специалистам по управлению документами и ответственным за документы в своих организациях сотрудникам оценивать риски, связанные с документными процессами и системами 2.

Данная задача отличается от более общей задачи идентификации и оценки деловых рисков организации, где создание и хранение адекватных документов является одним из стратегических способов реагирования. Решения о необходимости создания документов в качестве реакции на риски для основной деловой деятельности являются деловыми решениями, которые должны приниматься с учетом результатов анализа требований и потребностей организации в документах, проводимого совместно специалистами по управлению документами и представителями деловых подразделений. Настоящий стандарт исходит из того, что организация создала отражающие ее деловую деятельность документы с тем, чтобы удовлетворить потребности оперативной деятельности и иные нужды, и, по крайней мере, внедрила минимальный набор мер, обеспечивающих систематическое управление документами и контроль над ними.

Последствием рисковых событий для документных процессов и систем является утрата или повреждение документов, которые в результате становятся непригодными для использования, утрачивают надежность, аутентичность, полноту и/или неизменность, и могут поэтому не удовлетворять потребностям организации...

Процитированный выше фрагмент как раз и говорит о том, что с позиций риск-ориентированного подхода управление документами рассматривается как управленческая функция.

Текст Стандарта состоит:

  • из 3 обязательных разделов (область применения, нормативные ссылки, термины и определения),
  • 5 тематических разделов и 
  • 4 справочных приложений, которые занимают половину текста документа. Они представляют особый интерес, т.к. наглядно показывают обобщенный международный опыт лучших практик. С ними стоит познакомиться внимательно.

В Стандарте рассматриваются лучшие практики и рекомендации по основным этапам процесса управления рисками:

  • идентификация,
  • анализ,
  • сравнительная оценка риска.

Терминология

Стандарт дает определения всего трем терминам.

Фрагмент документа

ГОСТ Р 57551-2017 «Информация и документация. Оценка рисков для документных процессов и систем»

3.1.1. риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей.

В примечаниях к определению данного термина даются пояснения, что:

  • неопределенность влияет на отклонение (позитивное и/или негативное) от ожидаемого результата или события;
  • неопределенность может означать состояние полной или частичной нехватки информации, знаний и понимания события и его последствий (сюда как раз относятся риски руководителей, которые не понимают своей ответственности за организацию работы с документами и документальный фонд);
  • риски часто характеризуются (именуются) как:
    • возможное событие и его последствие или
    • сочетание событие + последствие, а также
    • в виде комбинации последствий возможного события и вероятности его наступления.

Пример 1

Электроэнергия может отсутствовать в течение 8 часов (всего рабочего дня), что влечет последствия, оцененные как серьезные риски, поскольку все транзакции / документы одного дня могут быть потеряны во всех информационных системах. Несмотря на низкую вероятность данного события риска (1 раз в 3 года), в крупных организациях всегда предусматривается резервная система энергоснабжения.

Фрагмент документа

ГОСТ Р 57551-2017 «Информация и документация. Оценка рисков для документных процессов и систем»

3.2.1. документная система, система управления документами (records system): Информационная система, обеспечивающая захват документов, а также управление документами и доступ к ним во времени.

О создании документов в статусе электронных оригиналов непосредственно в системе управления документами в данном определении не говорится. Это можно считать недостатком метода «прямого перевода» без необходимой адаптации и гармонизации терминов нового Стандарта с терминологией, уже применяющейся в нормативных правовых актах и уже действующих стандартах России.

Далее в тексте статьи будем использовать сокращения следующих терминов: СЭД – для систем электронного документооборота, СУД – для систем управления документами и ИС – для информационных систем.

Фрагмент документа

ГОСТ Р 57551-2017 «Информация и документация. Оценка рисков для документных процессов и систем»

3.2.2. документные процессы, процессы управления документами (records processes): Совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, с использованием которых организация создает, контролирует, использует, уничтожает либо передает на архивное хранение свои документы.

В данном определении чувствуется тонкий намек на значение терминов «делопроизводство» и «управление документами», т.к. упоминается и создание документов, и организация работы с ними.

Критерии оценки риска

Стандарт помогает службе делопроизводства «вписаться» в процесс управления рисками:

Фрагмент документа

ГОСТ Р 57551-2017 «Информация и документация. Оценка рисков для документных процессов и систем»

Оценка рисков для документных процессов и систем должна включаться в общий процесс управления рисками организации, где таковой существует. В этом случае специалисты по управлению документами должны учитывать... следующие факторы:

a) роли и обязанности: Должна быть определена роль специалистов по управлению документами в оценке рисков, связанных с документными процессами и системами;

b) охват и масштабы деятельности по оценке рисков: Во избежание избыточности и конфликтов, а также для создания условий для применения комплексного подхода к оценке рисков, связанных, в том числе, с документами, следует явным образом определить взаимоотношения с другими областями оценки риска, такими как информационная безопасность;

c) методология: При использовании имеющихся инструментов для оценки рисков и при подготовке отчетов перед уполномоченным лицом или службой следует использовать стандартную методологию оценки риска;

d) критерии риска: В случае, когда в организации используются общие критерии риска, следует оценивать связанные с документными процессами и системами риски на основе этих критериев.

К процитированному выше фрагменту добавим, что упомянутая в нем стандартная методика оценки рисков базируется на требованиях семейства стандартов ИСО 31300.

Представляет интерес одно из положений Стандарта, которое предполагает, что при отсутствии политики и процедур управления рисками в организации специалистам по управлению документами следует самостоятельно разрабатывать и устанавливать критерии риска по отношению к документным процессам и системам. Современные службы делопроизводства уже давно этим занимаются, осуществляя нормоконтроль качества проектов документов, правильности выполнения делопроизводственных операций в подразделениях, давая указания...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Ассортимент действующих стандартов по управлению электронными документами

Предлагаем вам справочный материал по действующим отечественным стандартам. Вы увидите, какие ГОСТы можно использовать уже сейчас: для обеспечения долговременной сохранности электронных документов в информационной системе; для конвертации документов из одного формата в другой и для миграции из одной программно-аппаратной среды в другую; для обмена электронными сообщениями между разными СЭД; для цензурирования информации при ее раскрытии, чтобы соблюсти конфиденциальность и др. Все 8 описываемых ГОСТов являются адаптированным переводом международных разработок и содержат лучший мировой опыт.

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 2)

Продолжаем комментировать отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов... в... организациях», утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из второй части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете об изменениях в расчете площади архивохранилища, необходимой для размещения архивных документов; о разрешенных к использованию лампах; об упущениях в назначении периодичности проверок наличия и состояния документов с ограниченным доступом; об изменении состава обязательных и вспомогательных учетных документов архива; почему формы документов имеют статус «рекомендуемый образец» и как это сказывается на их применении; о нелогичности формы описи электронных документов; о «частичном отказе» новых Правил от понятия «контейнер электронных документов»; о гибридных делах.

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 1)

Комментируем отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов...» в организациях, утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из первой части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете: какие организации обязаны создавать архив как структурное подразделение, а какие нет; какими документами должна регулироваться деятельность архива; чем регламентируется работа с научно-техническими документами; когда надо передавать документы из подразделений в архив организации, когда они становятся архивными; кому оформлять и подписывать опись дел структурного подразделения и архивную опись, являющуюся годовым разделом описи дел (почему изменения в этом вопросе могут не понравиться руководителю архива организации и как можно исправить ситуацию).

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Анализ нового Перечня документов со сроками хранения и сравнение с Перечнем 2010 г.

Состав статей в новом Перечне существенно сократился. Объясняем, как действовать, если в Перечне 2010 г. была статья, по которой вы определяли срок хранения дела в своей номенклатуре дел, а в новом Перечне аналогичной статьи не оказалось. Отмечаем, что еще изменилось в новом Перечне 2019 г. по сравнению с предыдущим Перечнем 2010 г. Анализируем изменения состава категорий документов и сроков хранения. Рассказываем вам о наиболее значимых документах, которые актуальны для любой организации: по кадровому обеспечению (в т.ч. в связи с вводом «электронной трудовой книжки»), по документационному обеспечению управления и по договорной работе. В ряде случаев даем рекомендации по формулированию статей в номенклатуре дел.

К документам какого года применять новый Перечень со сроками хранения

18.02.2020 вступил в силу новый Перечень документов со сроками хранения. Что нужно сделать с номенклатурой дел на 2020 год до конца текущего года? По какому Перечню (новому или старому) определять сроки хранения документов, созданных до вступления в силу нового Перечня, но включаемых в опись на передачу в архив либо в акт о выделении к уничтожению сейчас – после 18.02.2020? Ответы на эти вопросы даны со ссылками на нормативные документы

Что препятствует массовому переходу организаций к безбумажной модели документооборота

Приведен список из более 60 действующих нормативных правовых и методических документов в сфере управления документами, которые мы систематизировали по 6 разделам: требования к документированию деятельности, автоматизации, работе с документами и данными, их хранению, работе с электронными документами и подписями и др. Авторы статьи рассматривают причины, по которым данная система регламентации и существующие подходы в СЭД пока не позволяют массово внедрить безбумажную модель документооборота. Предложено сформировать эталонную модель цифрового документооборота электронных подлинников документов (с готовыми решениями вместо перечня правил) в виде отечественного стандарта. Его разработкой уже занимается экспертная компания «ДокМенеджмент Консалт», рассказываем, какие пробелы он призван восполнить, какие конкретные методики работы воплотить.