Каков порядок регистрации исполнительного листа, если его принес работник или он пришел по почте? Может ли кадровик его принять и расписаться за его получение, или лучше направить работника сразу в бухгалтерию? Кому необходимо вести регистрацию этих документов, и каков порядок их перехода из одного подразделения в другое в пределах компании?
Ранее мы рассказывали про порядок действий работодателя, когда на работника пришел исполнительный документ. Теперь подробнее расскажем про порядок регистрации документа. Почему желательно не регистрировать исполнительные документы в журнале входящей корреспонденции? Кому лучше получать и расписываться в приеме таких документов? Кому и как их регистрировать?
Что это?
Чаще всего организация получает исполнительные листы, обращенные к ее работникам (на выплату алиментов, административных штрафов и др.), для исполнения которых работодателю необходимо осуществить удержания из их заработной платы. Гораздо реже организация получает исполнительные листы, обращенные к ней самой, – их «отработкой» обычно сначала занимается юридическая служба, которая и ведет судебные тяжбы. Ведь, говоря обычным языком, исполнительный лист является результатом проигранного в суде дела.
Исполнительный лист оформляется судом после вступления судебного акта в законную силу. Это правоустанавливающий документ, возникающий в процессе специального исполнительного производства, которое регламентируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ.
Исполнительный лист поступает в статусе «входящего» документа лично от взыскателя или по доверенности от его представителя, от судебного пристава, госоргана (ФНС РФ, ПФР, ФСС РФ) или из соответствующего суда по почте или по информационно-телекоммуникационным каналам в электронной форме (тогда он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью).
Как принимать и регистрировать?
Общий алгоритм действий работодателя может быть следующим:
1. Нужно решить, кто что делает.
В порядке взаимодействия службы делопроизводства с другими подразделениями, прежде всего с отделом кадров, бухгалтерией и юридической службой, решается вопрос, какое подразделение принимает, а какие подразделения регистрируют исполнительные документы, контролируют сроки исполнения и обеспечивают хранение после их исполнения в течение установленных сроков.
Разделение обязанностей доводится до сведения первого руководителя организации, а при необходимости разрабатывается краткий Регламент взаимодействия подразделений организации в процессе работы с исполнительными документами, поскольку административная ответственность (и возможные штрафы) за нарушение требований законодательства в работе с исполнительными документами возлагается на руководителя организации.
2. Прием документа и его регистрация – не одно и то же. По общему правилу, второе может происходить на следующий день после первого. Хотя с исполнительными документами так «затягивать» не стоит.
Отделу кадров сложно грамотно проверить подлинность исполнительного документа, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представившего его лица. Поэтому в средних и крупных компаниях функция взаимодействия с внешними взыскателями возлагается на юридическую службу или специально уполномоченного сотрудника службы безопасности, что вполне обоснованно. Именно эти специалисты, действуя более осознанно, и должны иметь право удостоверить (подписать) отметку о получении исполнительного листа. Кроме даты (что стандартно для такой отметки) в ней может указываться время, поскольку у исполнительных документов может быть срок немедленного исполнения.
Пример 1. Подпись в получении документа на экземпляре отправителя
Только в маленьких организациях это стоит возлагать на секретаря. Если документ принимает не то подразделение, которое его потом регистрирует в журнале учета, то «принимающий» может его фиксировать в простом Реестре (или списке), с обозначением даты и времени получения, наименования и других элементарных идентифицирующих реквизитов (но не в Журнале регистрации входящей корреспонденции).
3. Передача документа в бухгалтерию, которая будет его исполнять.
Специально уполномоченный на прием таких документов сотрудник передает полученные исполнительные документы работников в бухгалтерию организации в день получения (лучше – под расписку в том же Реестре, где зафиксирована дата получения). В номенклатуре дел «принимающей» службы дело с такими реестрами фиксируется как переходящее, а срок его хранения можно установить в 5 лет как у самих исполнительных листов (см. ст. 416 в Перечне):
Фрагмент документа
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558)
В крупных организациях полученные исполнительные документы предварительно может рассматривать один из руководителей организации или начальник юридической службы. И в бухгалтерию исполнительные документы потом передаются с соответствующими указаниями руководства по исполнению. Тогда такое дополнительное блуждание документа внутри организации можно фиксировать все в том же Реестре приема таких документов.
4. Бухгалтерия регистрирует полученный исполнительный лист в Журнале регистрации исполнительных документов в день получения (или в крайнем случае не позднее следующего рабочего дня), см. Пример 2. Журнал в обязательном порядке прошивается, листы нумеруются, на месте скрепления наклеивается лист с заверительной надписью, которая подписывается руководителем организации или главным бухгалтером и удостоверяется печатью. В небольших организациях и при отсутствии печати (что должно быть зафиксировано в уставе организации) заверительную надпись удостоверяют двумя подписями: руководителя организации и бухгалтера.
Принятые и зарегистрированные исполнительные документы и Журнал их регистрации включаются в номенклатуру дел бухгалтерии и тоже являются переходящими делами. Журналы регистрации исполнительных листов имеют срок хранения 5 лет согласно Перечню, фрагмент которого приведен выше.
После регистрации исполнительного документа бухгалтерия обязана направить судебному приставу обратное уведомление о получении документов. Кредитные организации обязаны немедленно взыскивать денежные средства по исполнительным документам и информировать об этом в течение трех дней со дня исполнения (в силу ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Остальные организации тоже должны действовать оперативно. Если пристав после отправки вам документов на исполнение не получит в разумный срок вашего обратного уведомления, он может прийти с проверкой.
В уведомлении указываются входящие номер и дата исполнительного документа, телефон организации, ставятся подпись бухгалтера и печать (при наличии). Такой порядок описан, например, в разделе I приложения I к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19.06.2012 № 01-16).
Журнал регистрации исполнительных документов может состоять из следующих граф:
Пример 2. Структура Журнала регистрации исполнительных документов
На основании регистрационной записи в Журнале на исполнительном документе проставляется штампом или от руки отметка о регистрации в правом нижнем углу: наименование организации (возможно сокращенное), дата регистрации (можно добавлять и время), индекс.
Пример 3. Отметка о поступлении документа в организацию
Если исполнительные документы поступают из судов в электронном виде (после арбитражного процесса), то в зависимости от технологической оснащенности организации они могут быть после проверки усиленной квалифицированной электронной подписи зарегистрированы в применяемой информационной системе в электронном виде, а могут быть и распечатаны, заверены службой делопроизводства как бумажные копии электронных документов и переданы на регистрацию в бухгалтерию.
Распределение ролей в описанном алгоритме может быть и иным. Мы описали оптимальный вариант, объяснив, почему стоит делать именно так.